Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике» 11 класс
Цель урока:
Раскрыть основные черты рыночной экономики;
Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;
Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет конкурентоспособность, которой должны обладать люди, стремящиеся добиться успеха в жизни.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, рабочие тетради, интерактивная доска.
Форма работы на уроке: групповая
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Учитель: Добрый день, ребята! Напоминаю, что вам на прошлом уроке было задано задание поделиться на 3 группы. Каждая группа должна была подготовить проекты презентаций об известных экономических системах – командный, традиционный, смешанный.
Давайте, мы сейчас ознакомимся с проектами групп и обсудим выполненное задание. Учащиеся показывают свои презентации, в ходе знакомства с которыми, отвечают на заданные вопросы.
Далее учитель предлагает учащимся заполнить в рабочих тетрадях и на интерактивной доске таблицу «Экономические системы». Учащиеся определяют понятие «Экономическая система» в словаре по обществознанию, далее думают над вопросом о различиях представленных экономических систем.
Далее учитель обращает внимание на тот факт, что существует еще одна экономическая система, которая в настоящее время наиболее популярна в развитых западных государствах.
Изучение нового материала.
«Свободная рыночная экономика –
превосходная вещь, но чтобы она работала,
нужно очень много помощи»
Н. Аскерон
Рыночная экономическая система;
Рынок и его роль в экономической жизни;
Рыночные структуры и становление рыночной экономики в России.
Рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется. При этом учитель дает задание учащимся дать определение понятию «Рынок» и его признакам.
Учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу и указывают признаки и функции рынка (информационная, регулирующая, посредническая, санирующая, ценообразующая). Учитель обращает внимание учащихся на понятия рынок, признаки рынка, система рынка, объяснение данных понятий заносится в рабочие тетради.
Далее учитель рассказывает о достоинствах рыночной экономики:
Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах и услугах;
Уравновешивает спрос и предложение;
Обеспечивает наибольшую эффективность работы.
Но есть и недостатки – иногда нестабильное развитие со спадами и инфляционными процессами, порождением безработицы и инфляции. Далее учителем делается вывод о том, что в рыночной экономике ответы на главные вопросы что производить, как, для кого дают потребители и производители.
Главный принцип в рыночной экономике – покупатели заинтересованы в том, чтобы приобрести подешевле, продавцы хотят продать дороже. Учащиеся работают со словарем, рассматривая значение понятий: спрос, предложение, конкуренция и ее виды.
При раскрытии вопроса о становлении рыночной экономики в России, учащиеся работают самостоятельно с текстом в учебнике, отвечая на вопросы учителя.
В ходе урока учитель и учащиеся пришли к выводу о том, что у России есть все возможности успешного внедрения рыночной экономической системы:
Огромное количество природных ресурсов и устойчивость генофонда;
Благоприятное геополитическое положение;
Достаточно развитый научный потенциал и высокий интеллектуальный потенциал России.
Закрепление материала
Ответить на вопросы. Выбрать единственный правильный ответ.
В рыночной экономике существует свобода предпринимательства. Можно ли сказать, что предприниматель в рыночной экономике волен производить абсолютно все, что захочет?
Что точнее всего отражает экономическую систему России?
А) командная экономика;
Б) рыночная экономика;
В) переходная экономика;
Г) традиционная экономика.
3. В стране N частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
А) командная экономика;
Б) рыночная экономика;
В) переходная экономика;
Г) традиционная экономика.
4. Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция являются основой:
А) командная экономика;
Б) рыночная экономика;
В) любая экономическая система;
Г) традиционная экономика.
Домашнее задание п.15
Объявляются оценки.