Урок обучения грамоте по «Русской Азбуке» В.Г.Горецкого
УМК «Школа России»
Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»
Учитель: Иванова Людмила Викторовна.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [т], [т'] и буквами Т, т.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с новыми звуками[т], [т'] и буквами Т, т.
2. Обучить правильному произношению звуков [т], [т’].
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой .
Воспитательные:
1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.
2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.
Формируемые на уроке УУД:
Познавательные:
1.Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
2.Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.
3.Формирование умения находить значение новых слов с помощью различных источников информации.
4.Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.
5.Формирование умения извлекать из разных источников нужную информацию.
6.Формирование умения ориентироваться в тексте.
7.Формирование умения делать выводы.
Регулятивные:
1.Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.
2.Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.
3.Формирование умения осуществлять самоконтроль.
4.Осуществлять самоконтроль.
5.Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6.Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
7. Формирование умения осуществлять самооценку.
Личностные:
1.Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке.
2.Формирование умения определять общие правила поведения.
3.Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.
4.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1.Формирование умения работать в парах.
2.Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.
3.Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
4.Формирование умения получать нужную информацию через общение с близкими людьми.
Оборудование компьютер, кассы букв, цветные карточки-схемы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, мы начинаем урок .Давайте вспомним правила, которые мы должны помнить на протяжении всего урока.
Глазки смотрят и видят,
Ушки слушают и слышат,
Сначала думаю, потом говорю,
Помню, что я в классе не один.
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.
По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.
Ребята, расскажите с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)
А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)
Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.),[ c ] [ с ] [ к ] [ к ].
3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Игра. Будь внимательным.
- Назовите букву, которая встречается во всех словах вы узнаете тему сегодняшнего урока (тыква, табурет, телевизор, труба, тетрадь).
- Как вы думаете, чему мы должны научиться? (Узнать какая это буква гласная или согласная, звонкая или глухая, твёрдая ли мягкая?
а) Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).
б) Слого-звуковой анализ слова «три».

Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)
Почему? (один гласный звук [и])
С какого звука начинается слово?[ т ]
Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.
в) Слого-звуковой анализ слова «пять»


Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза. ([т’])
Дайте ему полную характеристику (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)
Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).
г) Игра «Хлопни в ладоши».
Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].
Глупый, маленький телёнок
Только вышел из пелёнок.
Вот тебе косыночка,
Ты, телёнок,- Зиночка!
д) Знакомство с буквами Т, т. Найти их место на «ленте букв», в кассе букв, алфавите.
е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Это что за молоток?
ж) Сравнение звуков [ т] и[ т’] (презентация «Азбука»)
Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).
4.Физминутка.
Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.
Наши ножки постучали дружно, веселее.
По коленочкам ударим тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, ниже опустились.
Завертелись, завертелись и остановились.
5.Упражнения для развития речевого аппарата.
Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
6.Первичное закрепление: чтение слияний-чистоговорок.
Ты-ты-ты – к нам пришли коты.
Та-та-та – не боимся мы кота.
Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.
То-то-то – будем мы играть в лото.
Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.
7. Чтение слогов-слияний.(Презентация Азбуки).
Та, то, ту, ти, ты.
-Назовите слоги-слияния, в которых звук [т] твёрдый. Почему?
-Назовите слог –слияния, в котором звук [т] мягкий .Почему?
ат, от, ут, ыт, ит
- Влияют ли гласные буквы на твёрдость или мягкость согласного звука
8. Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)
- Определить твёрдость или мягкость согласных звуков.
9. Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.
а) Нахождение слов со звуками [т ]и [т’](ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».
б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.
в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)
кот окуни
котик Никита
кто как
- Определить твёрдость или мягкость согласных звуков.
Работа в парах.
- Составить схемы слов. Один ученик оставляет схему у доски. (После самопроверки, дети сверяются с доской).
г) Работа с текстом «Хитрый кот».
-Чей был кот?
-У кого были окуни?
-Что сказано про кота?
-Как можно назвать этот рассказ?
-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)
-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
10. Физминутка. Презентация (зарядка с пандой).
Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.
11. Работа с кассой букв. Учащиеся составляют слова: кот - кит – тик – ток – так. (Дети работают в индивидуальных кассах, один человек на общей кассе).
12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Чем они похожи и чем отличаются?
-Какой буквой на письме они отличаются?
- Какую работу мы проделали на уроке?
-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.
-А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью светофора
-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!!!
-Урок окончен.
Использованная литература:
1.Занимательное азбуковедение./Автор-составитель В.В.Волина. – Екатеринбург: Изд. «АРГО», 1996.
2.Школа физминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
5