СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Велосипедист – водитель транспортного средства " 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока предназначена для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ на тему: "Велосипедист – водитель транспортного средства " 8 класс»

Урок № 6 09.10.17 8-А, Б класс

Тема. Велосипедист – водитель транспортного средства

Цель: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста, рассмотреть требования к техническому состоянию транспортного средства; изучить основные обязанности велосипедиста;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

Основные понятия: водитель, велосипед, основные требования к транспортному средству.

Оборудование: ИКТ, рисунки знаков, карточки.

Планируемые результаты: Уметь:

1. оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока


  1. Повторение пройденного материала.

  1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?

  2. Назовите дорожные знаки, показанные учителем.

  3. Дайте понятие дорога и виды дорог.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Велосипедист – водитель транспортного средства». Сл. 1

Цель урока: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста.


  1. Мотивация

А вы знаете что….

--- Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым и назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу. Сл. 2

---- Оказывается, что велосипедов не один вид, а как минимум 6 сл.3

  1. Изложение программного материала.

  • Велосипед- простая и удобная машина, способная к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях.

Для езды на велосипеде не нужно специального разрешения.

НО – так же как и автомобилисты, велосипедисты приравниваются к равноправным участникам дорожного движения;

НО – велосипед является самым опасным видом транспорта, так как неустойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.

Велосипедист должен: хорошо знать правила дорожного движения, чтобы не стать виновником дорожно-транспортного происшествия и научиться отлично водить велосипед. Сл. 4 – 5

Велосипед – это транспортное средство.

Правилами дорожного движения оговорено, что минимальный возраст для управления на общественных дорогах велосипедом должен составлять 14 полных лет.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.


Внимание!


Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.


Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов сейчас на 1000 человек приходится 330-440 автомобилей.

Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

  1. Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.

  2. Глубокие знания Правил дорожного движения, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.

  3. Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.

  4. Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.


Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью, и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.


Запомните!

Велосипедист является водителем транспортного средства. Поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.


Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.


Основные требования к техническому состоянию велосипеда

  • Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).

  • При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозрващателями оранжевого или красного цвета.


Водителям велосипеда запрещается


  • Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

  • Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

  • Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

  • Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

  • Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).


Основные обязанности велосипедиста сл. 7


На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.


Перевозить детей на велосипеде разрешено: сл.8

  • если ребёнку меньше 7 лет;

  • в случае наличия дополнительного специального сиденья, оборудованного надёжными подножками.


Запрещается: сл.9-10-11

  • Ездить, если неисправна тормозная система или рулевое управление.

  • Перевозить груз, выступающий за габариты велосипеда, мешающий управлению, более чем на 0,5 м.

  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

  • Запрещается буксировка велосипеда, за исключением буксировкой прицепом.

  • Запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

  • Запрещается ехать по основной дороге, если рядом есть велосипедная дорожка.

  • При поломке велосипеда нужно вести его по дороге, идя в попутном направлении движения транспорта.

  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой (если это пересечение не на перекрестке) велосипедисты должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.


  • Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.

  • При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.

  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.


Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

  • 3-годичное обучение с 14 лет;

  • 2-годичное обучение с 15 лет;

  • 1-годичное обучение с 16-16,5-летнгео возраста.


СИГНАЛЫ велосипедистов сл.21-22

Правила допускают при повороте поднимать противоположную относительно направления поворота руку, согнутую в локте под прямым углом вверх, но для того, чтобы ваши жесты были поняты однозначно, рекомендуется вытягивать руку в сторону поворота, поскольку велосипедисту в общем-то безразлично, какую руку отрывать от руля.

  • сигнал торможения подается

поднятой вверх рукой.

Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и может быть прекращена непосредственно перед выполнением маневра.


Закрепление


Подумай и ответь сл. 13-14.

Дорожные знаки сл. 15-20



Рефлексия.

В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека – участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.


Домашнее задание


Из Правил дорожного движения выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда. П. 2.3

Подготовить сообщения по теме:

Поведение на водоемах, статистика жертв утопление в Крыму за лето 2016-2017 год.

Правила оказание помощи на льду, при утоплении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!