ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс
ТЕМА УРОКА: «Береги природу, человек!»
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; способствовать принятию личного участия в решении экологических проблем.
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; развитию исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора учащихся.
3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни и к себе.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(Установление психологического комфорта)
- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь сначала партнеру по лицу, затем партнеру по плечу.
- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
- Ну, а если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими помощниками.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II. Вводная беседа.
- Что мы изучаем на уроке окружающего мира?
(природу)
- На какие 2 части можно разделить природу?
(живую, неживую)
- Чем отличается живая природа от неживой?
(живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)
III. Игра «Живая, неживая природа».
(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)
- Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.
Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
- Какие темы на уроках мы с вами изучали в этом году?
Да! Человек и растения, и животные - это части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».
По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.
Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый, и маленький, должен стать немного экологом. Поэтому и мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!
V. Объявление темы. Природу надо охранять.
Слайд «Почему надо охранять природу».
Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять. А ведь природа так много даёт нам!!!
VI. Что даёт природа человеку? Разгадывание кроссворда
| | | | | | 5 |
| | | | | | В |
| | 2 | | | 4 | О |
1 | | Ж | | 3 | О | Д |
П | Р | И | Р | О | Д | А |
И | | Л | | Т | Е | |
Щ | | И | | Д | Ж | |
А | | Щ | | Ы | Д | |
| | Е | | Х | А | |
1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
5. Загадка:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(Вода)
Демонстрация слайда «Что дает природа человеку?»
- Что новое появилось в слайде, о чём мы не говорили в кроссворде. (Воздух)
Что такое воздух? (смесь газов)
Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)
Обобщение учителя.
Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.
VII. Как охранять воздух.
Давайте посмотрим, как охранять воздух.
Демонстрация слайда «Как охранять воздух?» с комментариями учителя.
- Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)
VIII. Как охранять воду.
Демонстрация слайда «Как охранять воду?»
Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)
Обобщение учителя.
Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь, сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.
Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!
IX. Загадка о почве.
Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.
«Есть чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)
Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).
Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.
Как охранять почву подскажет слайд «Как охранять почву?»
Зачем нужно охранять почву? (питает растения)
X. Как охранять растения.
Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)
Как охранять растения нам расскажет следующий слайд «Как охранять растения?»
В Красную книгу занесены:
- подснежник Борткевича;
- лапчатка волжская;
- мак прицветниковый;
- адонис весенний;
- ландыш майский;
- эдельвейс;
- лотос орехоносный.
XI. Как охранять животных.
В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)
Да! Раньше жили такие животные:
Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.
В Красную книгу занесены:
- русская выхухоль;
- даурский ёж;
- снежный барс;
- амурский тигр;
- красный волк;
- беломордый дельфин;
- зебра Грэви;
- панда
Посмотрим, как надо охранять животных.
Слайд «Как охранять животных?»
Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)
Посмотрим следующий слайд «Что ты можешь сделать для охраны природы?»
XII. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»
Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
XIII. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца – 3 балла;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;
в) буду наблюдать издали – 1 балл.
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;
б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла;
в) не пойду – 1 балл.
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик – 1балл,
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов;
в) закопал бы в землю – 3 балла.
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла;
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.
Вы ответили на мои вопросы. Давайте посмотрим, умеют ли ученики 2В класса охранять природу. Посмотрите, сколько каждый из вас набрал баллов.
1. Кто набрал от 19 до 25 баллов (5 чел.), наверное, любят природу, это хорошо. Но они знают очень мало о природе и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.
2. Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов (8 чел.), безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы сможете принести пользу.
3. Группа № 3 самая многочисленная (17 человек). Она набрала от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими же как эти ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.
Хорошо, что в нашем классе не оказались такие ребята, которые сломали бы неизвестный цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну.
Мы сегодня продолжим изучение природы, и будем учиться её охранять.
XIV. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием облизывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
- Не включать громкую музыку.
- Не вырывать грибы.
- Не ломать ветки.
- Не разводить костры.
- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
- Не трогать яйца птиц.
- Не брать диких животных домой.
- Не разрушать муравейники.
- Не уничтожать ужей.
- Не рвать охапками цветов.
Заключение.
Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
XV. Игра «Мудрые мысли».
Надо составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.
1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!
2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
3. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
XVI. Итог урока.
- Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
- С каким словом познакомились? (экология)
- Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
XVII. Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Спасибо за урок!