СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Наше питание."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Наше питание."»

Урок окружающего мира по теме "Наше питание". 3-й класс

Соколова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Раздел: Мы и наше здоровье.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.

Задачи урока:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

-Составить правила правильного питания;

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- Обобщить и систематизировать знания.

Развивающие:

-Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

-Развивать самостоятельность, познавательные интересы.



Воспитательные:

-Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

-Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Познавательные УУД:

-Актуализировать знания учащихся о правильном питании.

-Развивать учебно-познавательный интерес к предмету.

Регулятивные УУД:

-Учить ставить цель предстоящей работы.

-Учить различать учебные задания разного типа.

-Учить контролировать свои учебные действия и действия товарища. Обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.

Коммуникативные УУД:

-Совершенствовать умение работать в паре, группе.

-Воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника.

Личностные УУД:

-Включать учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

-Развивать интерес к познанию своего организма, формирование ответственного отношения к собственному здоровью.

Оборудование:

  • Учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;

  • Рабочая тетрадь на печатной основе;

  • Этикетки от продуктов питания;

  • презентация Power Point «Наше питание. Пищеварительная система»;

  • Карточки; с названиями продуктов;

  • Компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я попрошу каждого из вас повернуться к вашему соседу по парте и улыбнуться ему. А теперь улыбнитесь, пожалуйста, всем остальным одноклассникам. У вас хорошее настроение? Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы не случайно начали наш урок с улыбки. Ведь улыбка – залог хорошего настроения, залог успеха в любой работе. Я надеюсь, что наш урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и удачи. Пусть вам поможет ваша сообразительность и те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках!
Итак, начинаем урок.

2. Актуализация опорных знаний.

.Учитель: - Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).

- Здравствуйте, простите за опоздание.

- Что случилось?

- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,

Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.

Съел потом я сыр с колбаской,

Сделал с ними бутерброд.

А теперь, друзья, не знаю,

Отчего болит живот.

- Садись на своё рабочее место.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, почему у Вани заболел живот?( Он много съел)

- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.

- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.(о питании)

Какой может быть тема урока? (Наше питание)

Чему мы можем учиться на уроке? Какие вопросы полезно обсудить? Эти вопросы у вас представлены на доске в виде отдельных вопросов. Прочитайте их. Давайте выстроим их по порядку.

Что получает человек с пищей?

Какой должна быть пища?

Как правильно питаться?

Как устроена пищеварительная система человека?

На какой вопрос нужно ответить сначала? Ответы детей. Выстраивание вопросов по порядку детьми.

3. «Открытие» нового знания.

1.Беседа:

Учитель: Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

Человеку нужна пища – как бензин машине. Пища необходима для поддержания жизни и работы организма.

Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.

Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.

Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).

Какой должна быть пища человека? (вкусной, полезной, свежей, разнообразной)

2)Предлагаю вам игру «Магазин».

Работать будем все вместе. На столе находятся карточки с названиями различных продуктов. Вам каждому необходимо подойти к столу, прочитать названия продуктов на карточках, выбрать тот продукт, который вы считаете необходим для питания, показать всем и объяснить свой выбор.

(.хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр, соки).

Выбираем мы продукты по тому, какую пользу они дают организму.

Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

А разобраться с этим вопросом нам поможет учебник на стр138. и мультимедийная презентация.

3)Работа с мультимедийной презентацией и учебником.

Предлагаю вам прослушать мультимедийную презентацию.

Какие же питательные вещества содержатся в продуктах? (белки, жиры , углеводы)

4) Практическая работа (Таблица №1)

А теперь я предлагаю вам заполнить таблицу в рабочей тетради на стр.78. Названия веществ у вас в 1 колонке записаны. Вам необходимо с помощью учебника заполнить колонку 2 « Значение для организма» и колонку 3 «В каких продуктах содержатся». Работаем в группе. Кто забыл, напомните себе правила работы в группе, паре. Они на доске. ( 3 мин.)

Проверьте свою работу. (слайд 1)( оцените в оценочных листах свою работу. Если все правильно, то напротив задания ставим красный кружок. Если есть ошибки, то жёлтый, если все не правильно- красный.

Давайте сделаем вывод: (слайд 2)

Что определяет пользу продуктов? (питательные вещества)

Какие питательные вещества содержатся в разных продуктах? (жиры, белки, углеводы, витамины)

Так какие продукты нужно есть человеку? (разнообразные)

Почему? ( В разных продуктах содержатся разные питательные вещества, необходимые организму)

Иногда есть не хочется. Для хорошего аппетита нужно много гулять и делать гимнастику.



4. Физминутка

5. Работа «научных» групп. Практическая работа (Таблица №2).

Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.

Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте? ( на упаковке продукта)

Сейчас мы будем учиться находить эту информацию на упаковках различных продуктов.

Выполним практическую работу «Изучаем состав продуктов» в рабочей тетради на стр.78.

Прочитайте цель работы , оборудование, ход работы. Рассмотрите таблицу. Найдите в учебнике ход работы. Прочитайте, что нужно сделать сначала, что потом?

Каждой рабочей паре я предлагаю 2 упаковки продуктов. Найдите информацию о содержании питательных веществ (белков, жиров, углеводов.) Эту информацию нужно внести в таблицу в рабочей тетради. В первую колонку внести название продукта, во вторую содержание белков, в третью содержание жиров, в четвёртую – углеводов. Дети, обратите внимание, содержание продуктов дано с запятыми. Мы ещё этого не знаем. Записывать содержание продукта цифрами будем до запятой.

Работа в парах с упаковками продуктов по плану : масло, батон, молоко, крупа рисовая.

Давайте обменяемся информацией. ( Дети зачитывают данные, занесенные в таблицу. Другие записывают. А теперь предлагаю сравнить числа в таблице по колонкам. В колонке «белки» найдите самое большое число, объведите его в кружок, теперь тоже самое в колонке «жиры», в колонке углеводы. Проверьте свою работу.(слайд 3) Сделайте вывод по объведённым числам: в каком продукте самое большое содержание белков, жиров, углеводов.

Оцените свою работу в листах самооценки .



Давайте сделаем вывод: ( слайд 4) В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов. Но в каждом преобладает одно вещество. Все продукты делят по большему содержанию того или иного питательного вещества. Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того, чтобы построить крепкий организм, очень важно употреблять в правильной пропорции все необходимые продукты.

Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.

6.Практическая работа «Составляем правила правильного питания). (фронтально, по цепочке)

Задание: из группы предложений, представленных на доске вам необходимо

составить правила правильного питания. Работать будем совместно. По порядку каждому необходимо выйти к доске, прочитать правило вслух и определить подходит оно или нет. Если подходит, то мы его оставляем. Если нет, то убираем. Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе.



  • Нужно стараться есть разнообразную пищу.

  • Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.

  • В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

  • Мучного и сладкого надо есть поменьше.

  • Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.

  • Нужно стараться есть в одно и то же время.

  • Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.

  • Кушать надо тогда, когда проголодался.

  • Утром перед школой надо обязательно завтракать.

  • Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

  • Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

  • Перед сном покушай плотно.

-Давайте проверим свою работу по учебнику.

( оцените свою работу в оценочных лисах)

– Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться и правильно выбирать продукты питания?

  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.

  2. Помнить правила правильного питания.

7. Пищеварительная система. ( слайд 5)

А)Работа с презентацией и учебником (стр. 139).

Куда должны попасть продукты, чтобы они принесли пользу?

Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок в учебнике стр.139 и узнаем, как устроена пищеварительная система, как происходит пищеварение.

Мы с вами на прошлых уроках вели беседу о системах органов человека, касались пищеварительной системы. Кто сможет попробовать сам рассказать и показать, пользуясь презентацией о том, какие органы входят в пищеварительную систему.

Повторим.

1.Ротовая полость.

2.Глотка.

3.Пищевод.

4.Желудок.

5.Кишечник.

Выполните задание №3 в рабочей тетради стр.79

Что нужно сделать? Прочитайте задание. Проверьте себя по учебнику.

Оцените свою работу по листам самооценки.

Рассказ учителя.

Теперь вместе попробуем разобраться как же происходит пищеварение.

Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, – должно перевариться и всосаться в кровь.

Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.

Вывод:

Как происходит пищеварение?

1.Ротовая полость.

2.Глотка.

3.Пищевод.

4.Желудок.

5.Кишечник.

Для самопроверки выполните задания 4 в учебнике на стр.79 . Проверьте правильность выполнения задания задание №4 по презентации. (Слайд5) Оцените свою работу в оценочных листах.

Учитель: Прочитайте какую роль в пищеварении играет печень.

Каким образом пища превращается в вещества твоего организма? При переваривании она распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы. Пища состоит из клеток. Любые клетки состоят из сложных веществ — белков, жиров и углеводов.

Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!

8. Итог урока. Рефлексия.

-Что определяет пользу продукта? (питательные вещества)

-Какие питательные вещества находятся в продуктах? (жиры, белки, углеводы, витамины)

-Где можно узнать о содержании питательных веществ в продуктах? (на этикетках)

-Что нужно соблюдать для правильной работы органов пищеварения? (правила питания)

-Какие продукты должны входить в рацион человека? (разнообразные)

Предлагаю проверить себя по тестам с самопроверкой, что вы узнали сегодня на уроке.

Давайте же сделаем вывод: для чего человеку нужно есть? (чтобы жить, быть здоровым)

Какая должна быть здоровая пища?

Давайте составим кластер.

Каждый выйдет к доске, выберет ответ на вопрос и прикрепит к понятию здоровая пища.

Проверим себя с помощью презентации. ( слайд 7)

Подведите итоги своей оценки по предмету и работы на уроке в паре, группе в оценочных листах.

Дайте себе самооценку.

9. Домашнее задание. (слайд 8)

  1. Проверь себя по вопросам учебника стр. 141.

  2. Вспомни правила питания. Познакомь с ними своих младших товарищей.

Дополнительные задания (по желанию):



  1. Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины».

  2. Нарисовать рисунок на тему «Пищеварение»

Литература:

  1. Безруких М.М. и др. «Разговор о правильном питании» – СПб.,1999.

  2. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса: в 2 частях» / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – 4-е изд. – М, Просвещение, 2006.

  3. «Рабочая тетрадь» к учебнику для 3 класса: в 2 частях / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2009.

  4. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2008.

  5. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

  6. Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или школа докторов здоровья»-Москва. «ВАКО», 2007.



9