СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Рыбы - позвоночные животные."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:«Позвоночные животные – рыбы».

Цели урока:

  1. Обобщить имеющиеся у детей знания о такой группе животных, как рыбы;
  2. Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
  3. Развивать творческую активность, речь;
  4. Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Организация урока: группы по 4 человека. Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна (пятистишия).

Содержание урока:

1. Организационный момент.

Настрой:

Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Мы готовы разгадать!

2. Стадия вызова.

Игра: «Доскажи словечко»

    1. Животный мир Земли по-другому называется ...          (фауна)
    2. Животное, которое состоит только из одной клетки, называется...    (одноклеточным)
    3. Животные, не имеющие позвоночника, называются ... (беспозвоночные)
    4. Животные, у которых есть позвоночник, называются... (позвоночные)

3. Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня на уроке окружающего мира мы познакомимся с одним из видов позвоночных животных. А узнаете вы кто это, когда отгадаете загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток» (рыбы)

4. Стадия осмысления.

  • Давайте вспомним, из каких частей состоит рыба, и обозначим их на нашей таблице. (дети прикрепляют карточки с названиями частей рыбы на таблицу)
  • Рыба – это живое существо? Почему? (т.к. питаются, размножаются и т.д.) Составляется кластер.

  • Игра «Вспомни сам, поделись с соседом». (работа в группах по 4 человека) Дети делятся впечатлениями о том, что они помнят о рыбах, глядя на кластер. Выслушиваются мнения детей и учитель заполняет кластер на доске.

Физминутка.

Волны плещут в океане.  (Дети машут руками, изображая волны.) Что там чудится в тумане?  (Дети вытягивают руки вперёд.)  Это мачты кораблей.  (Дети вытягивают руки вверх.)  Пусть плывут сюда скорей!  (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем.  (Ходьба на месте.)  Ищем ракушки в песке  (Наклоны.) И сжимаем в кулаке.- (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

  • Чтение текста с использованием приема «инсерт».

«+» - новое «-» - думал иначе «?» - хочу спросить «V» - знал

Группа животных – рыбы.

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб. По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.  Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет ей передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму  при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды. Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы приспособились быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких животных, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых, живущих в воде. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона. Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки. Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов. Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей. Рыбы могут пахнуть. У них есть два пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы. Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.

Вопросы:

  • Что уже знали?
  • Что было непонятным или хотите уточнить?
  • О чем думали иначе?
  • Что узнали нового? (продолжаем заполнять кластер)

5. Рефлексия.

  • Составление синквейна:
    • Тема (1 существительное) – рыбы.
    • Описание темы (2 прилагательных) – плавающие позвоночные.
    • Описание действия (3 глагола) – дышат, питаются, размножаются.
    • Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – «Рыбы нуждаются в охране».
    • Слово, отражающее суть темы – позвоночные.
  • Беседа об охране окружающей среды.

6. Домашнее задание.