СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОПК на тему: " Страдания и смерть Христа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОПК»







Урок по теме «Страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа».

(«Основы православной культуры» А.В. Бородина) в 5 классе





Составлен учителем Глуховского филиала МБОУ 2 Гавриловской сош

Чертилиной Татьяной Григорьевной





2017 год.



Основное содержание урока:

  1. Восстановить хронику событий последней недели жизни Христа.

  2. Роль жизни, распятия, смерти и воскрешения Христа в истории человечества.

Цели:

  1. воспитание интереса к истории православной культуры

  2. Познакомить учащихся с историей смерти, Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа.

  3. Воспитать чувство прекрасного, любовь к родной культуре, формирование мировоззрения.

  4. Развивать умение работать с историческими документами, развитие навыков самостоятельного изучения документальных источников и художественных произведений, делать обобщающие выводы.

Задачи:

- познакомить учащихся с событиями последних дней жизни Иисуса Христа.

- пробудить интерес к культурному и историческому прошлому христианской веры, проявить в сознании эстетическое восприятие повседневности, показать истинную ценность православной культуры в современном мире.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; колонки; презентация « Страдания, смерть и Воскресение Христа»; карточки-задания.

Ход занятия

На доске написана пословица: «За добро Бог – плательщик»

1. Организационный момент.

а)приветствие;
б) проверка готовности рабочих мест.

2 Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке:

Тест. Работа в группах.

- Возьмите конверт № 1. Внимательно прочитайте инструкцию к тесту и выполните задание.

- Выберите высказывания под нужной буквой. Обведите правильный ответ. Прочитайте буквы сверху вниз, у тебя получится слово. (Приложение 1)

1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?

Р) Злом отвечать на зло

З)С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

К) Любить врагов

2.Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела

А)Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

Е) Любить всех людей, даже врагов

М) Любить тех, кого нам хочется любить

И) Любить тех, кто нас любит

4.Какое сокровище нельзя украсть?

У) Которое никому не нужно

С) Которое человек собирает на Небе

Г) Которое хорошо спрятано

5.Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает:

Т) быть настоящим христианином

П) быть сомневающимся человеком

Д) быть далеким от Бога

- Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение? Какой вопрос показался самым интересным? Почему?

- Какое слово получилось?

- Вы абсолютно правы. Сегодня мы будем говорить о кресте.

Работа в группах (дается возможность учащимся выбрать нужный вариант ответа

3 Изучение нового материала.

Слово учителя:

На этом уроке мы познакомимся с событиями, связанными с последней неделей жизни Иисуса. Как всё было? Почему трагические события многовековой давности перевернули историю человечества? Почему после тех событий началась другая эра- эра милосердия? Давайте послушаем выступления учеников и обо всём узнаем.

( Далее учитель и подготовленные ученики рассказывают о событиях того времени)

Слайд 1.Вход Господен в Иерусалим.

Приближалась Пасха. Господь с учениками направился в Иерусалим. Остановившись в Виффагии, расположенной около горы Елеонской, Христос послал двоих учеников в селение, чтобы они привели от туда ослицу и молодого осла.

На молодом осле Спаситель въехал в Иерусалим. Когда Он ехал, тысячи людей собрались посмотреть на Господа и помолиться Ему. Толпа народа, расстилая перед ним свои одежды и пальмовые ветви, приветствовала Его: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» «Осанна» - значит спаси, помоги, такой возглас одновременно хвалы, мольбы и благодарности употреблялся не только по отношению к Богу, но и земным правителям. Все уже знали о Его чудесах; знали, как Он исцелял больных. Все с восторгом встречали Господа. Христос знал, что через три дня этот же народ здесь же, в Иерусалиме, будет кричать : «Распни Его», - требуя Его казни. Только злые еврейские учителя, архиереи и начальники злобно смотрели на это торжество. Они завидовали Иисусу Христу, что все Его так любят и прославляют, и жестоко возненавидели Его. Они требовали, чтобы Господь запретил людям прославлять Его, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».

Перед Пасхой фарисеи и иудейские священники созвали совет. Они решали, как удобнее арестовать Иисуса Христа, чтобы не могли воспрепятствовать ученики Его и не было народного возмущения.

К ним пришел Иуда Искариот, один из учеников Христа, и предложил за 30 сребренников предать Учителя. Иуда обещал при встрече с Христом подать стражникам знак. «Кого я поцелую – того берите», - предупредил он.

Спустя день, по входе в Иерусалим, Господь отправился в церковь.

Слайд 2.Иисус Христос изгоняет торговцев из храма.

Спустя день, по входе в Иерусалим, Господь отправился в церковь.

Он выгнал торговцев из храма, рассыпал деньги менял и сказал им: « Ступайте отсюда прочь! Храм есть дом Божий, дом Отца Моего Небесного, а вы превратили его в какую-то лавку!»

Слайд 3.Тайная вечеря.

Наступал иудейский праздник Пасхи. Христос с двенадцатью учениками сел за праздничный стол, прежде омыв ноги Своим ученикам в знак того, что старшие должны служить младшим. Когда они ели, Господь сообщил, что один из них предаст его. Ученики опечалились и стали спрашивать, кто это сделает. Христос сказал: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня».

Христос взял хлеб, разломил его на части и, подавая ученикам, сказал:

- Примите, едите Мое Тело, которое предается на мучения за грехи всех людей, - ради их спасения. Потом Он взял чашу с вином и, подавая апостолам, сказал: -Пейте из нее все, это Кровь моя, которая проливается ради вашего спасения. И завещал Спаситель совершать такую вечерю в воспоминание о Нем и Тайной вечере с учениками, то есть был дан образ Евхаристии, Причащения, что стало одним из семи таинств Православной Церкви

Слайд 4. Молитва Иисуса.

После Тайной Вечери Господь вместе со своими учениками пошел на Елеонскую гору, где находился Гефсиманский сад. По дороге Он учил их исполнять Божественные заповеди и утешал. Иисус Христос знал, что с ним должно произойти, что скоро придут солдаты и схватят Его. После этого начнутся Его страдания. Господь знал, что остаются последние часы Его земной жизни. Поэтому Он хотел попросить у Бога Отца помощи, сил для перенесения всех предстоящих Ему мучений. Он попросил учеников подождать, пока Он помолится, и, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, углубился в сад. Господь попросил своих учеников бодрствовать и молиться, отошел от них немного и молился Сам. Он молился, покрываясь кровавым потом, зная , что предстоит ему вынести. Ученики не понимали до конца всего, что должно было случиться с Господом. И каждый раз возвращаясь к ним Иисус находил их спящими. Ангел явился Иисусу и укреплял Его.

Слайд 5. Предательство Иуды.

Предатель Иуда привел в Гефсиманский сад, где молился Христос, иудейских начальников с воинами. Из-за деревьев показалась толпа народа с оружием, палками, факелами и фонарями. Это были слуги и воины первосвященников, посланные схватить Иисуса Христа. Их вел Иуда Искариот, который заранее сказал воинам: «Человек, которого я поцелую, и есть Иисус. Его вы и должны схватить». И теперь в Гефсиманском саду Иуда приблизился к Иисусу Христу и сказал: «Здравствуй, Учитель! Но Господь знал уже, что делается в душе предателя. Он знал, что Иуда поцелуем указывает, кого именно надо схватить, и кротко отвечал: «Друг мой, неужели поцелуем ты предаешь врагам на мучение Сына Божия. Иисуса Христа арестовали. Господь не сопротивлялся и не позволил ученикам защищать Его. Ученики разбежались, только Петр и Иоанн следовали за ним издали.

Слайд 6. Суд у Понтия Пилата.

Иудеи привели Господа к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни. Первосвященники дали своим слугам и стражникам денег, чтобы они требовали смерти Христа, за то, что Он называл себя Сыном Божиим. Эти несчастные люди собрались перед домом главного судьи - римского правителя Понтия Пилата и кричали: «Распни Его! Распни Его!» Пилат сказал первосвященникам: «Какое зло Он сделал? Я не нахожу в Нем вины. Итак, наказав Его, отпущу». Но толпа не унималась. Они клеветали на Иисуса, говорили, что Он не велит платить налоги Риму, учит народ плохому, не соблюдает законов, Себя называет Сыном Божиим. «Распни Его» - кричали они. После долгих колебаний римский правитель исполнил безумное желание толпы и осудил Христа на распятие.  

Слайд 7. Бичевание Иисуса.

Пилат, не находя вины Иисуса, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены. Воины Пилата увели Иисуса во двор, раздели Его, привязали к столбу и стали бить. Били его до тех пор, пока не устали. Иисуса, били кожаными плетьми, к которым были прикреплены острые кости и куски металла. Затем воины Пилата, «взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: „Радуйся, Царь иудейский!“ И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Матф. 27:26-30). Только после такого мучительного унижения Иисуса повели на распятие. 

Слайд 8. Путь на Голгофу.

«И когда насмеялись над ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». По обычаю, осужденный на смерть через распятие сам должен был нести крест свой на место казни. Но Господь был настолько измучен предшествующими страданиями, что не в силах был донести крест до места назначения. Поэтому враги Христа, чтобы скорее завершить своё злое дело, заставили нести Его крест некоего Симона Киринеянина, возвращавшегося с поля в город. Когда шествие с осужденными на смерть достигло Голгофы, Иисусу Христу, по иудейскому обычаю, дали пить «уксуса, смешанного с желчью». Этот напиток готовится из кислого вина с примесью горьких и пахучих веществ с тем, чтобы затемнить сознание страждущего и тем облегчить его страдания. Но Христос, желая с полным сознанием перенести всю горечь страданий, на которые Он добровольно Себя предал, отведав данного Ему напитка, отказался пить его.

Слайд 9. Муки на кресте.

Распятие – страшная казнь, очень мучительная. Руки и ноги приговорённого к казни прибивали гвоздями к кресту. Каждый вздох давался неимоверными усилиями: чтобы вздохнуть, надо было приподняться на ногах, а там гвозди. От каждого вздоха язвы от ран становились всё больше и больше. Человек терял много крови, его мучила жажда. Близ Иерусалима, на месте, называемом Голгофа, прибили ко кресту Иисуса Христа. Три часа мучился Иисус Христос на кресте, Он нес на себе всю тяжесть человеческих грехов. Изнемогая от мук, Он произнес страдальчески «Жажду». Один из воинов протянул Ему на острие копья губку, смоченную уксусом. Страшные муки претерпел Сын Божий, но ни одним словом не оскорбил Своих мучителей.

Слайд 10. Казнь Христа.

Слева и справа от Него распяли двух разбойников.

«Отец Мой, - молился Он за Своих врагов, - прости им, они не знают, что делают». Воины смеялись над Ним, а один из разбойников сказал Ему в насмешку: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста и спаси Себя и нас!». Но другой разбойник сказал: «Неужели ты не боишься Бога? Мы наказаны за наши злые дела, а этот Праведник не сделал ничего плохого». Затем обращаясь к Иисусу Христу, он объявил о своей вере в Него и покаянии, сказав: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое».

Спаситель, видя искреннее раскаяние разбойника, ответил: «Истинно говорю тебе, сегодня же ты будешь со Мною в раю».

Когда враги насытили свою злобу и стали понемногу отходить от креста, к Распятому приблизились стоявшие в стороне Пресвятая Богородица, Мария Клеопова, Мария Магдалина и апостол Иоанн.

Тяжелее всех было Матери Господа, сердце Её разрывалось от страданий, Она горько плакала. Видя это, Христос сказал Матери Своей, что Его ближайший ученик Иоанн (впоследствии его стали называть Иоанн Богослов) будет Её почитать и беречь. Своему любимому ученику(единственному, кто был при распятии) Иоанну молвил : «Се Мати твоя». То есть : не оставь Мою Мать, позаботься о Ней, как о родной. И до смерти Мария жила в доме Иоанна.

Слайд 11. Молитва Христа.

После этого, Иисус, зная, что до конца испил чашу страданий, сказал: «Свершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой!», - склонил голову на грудь и умер.

Слайд 12. Смерть Христа.

В эту минуту земля сотряслась, солнце померкло. Господь умер на Кресте за наши грехи. Он отдал Себя в жертву за спасение людей. Так совершилось обещанное Адаму и Еве примирение Бога с людьми, которого люди ждали так долго.

Первым чудесным знамением, сопровождавшим смерть Иисуса Христа, было то, что завеса в храме Иерусалимском, разделявшая святилище от Святая Святых, разодралась надвое, от верхнего края до нижнего. До этого вход во Святое Святых был недоступен для обыкновенных людей, как недоступен для них, обремененных грехом, был и вход на небо, теперь же разрушилась преграда, разделявшая людей от Бога, и небо от земли.

Вторым знамением было землетрясение, сопровождавшееся распадением камней или скал, в которых были устроены гробницы. По воскресении Христа многие тела усопших святых восстали и, выйдя из гробов, они явились многим в Иерусалиме, проповедуя воскресение Христа. Те, кто стерег Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, сказали: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Согласно преданию, бывший среди них сотник по имени Лонгин стал впоследствии христианином и мучеником за Христа (память 16 октября). Чудесные события, сопровождавшие смерть Христа, поразили не только сотника, но и «весь народ, сшедшийся на сие зрелище».

Иисус Христос умер в девятом часу по полудне. Оставалось еще три часа до начала следующего дня — субботы, в которую начались на тот год опресночные пасхальные дни. Иудеи просили Пилата ускорить смерть распятых перебитием голеней с тем, чтобы поскорее снять их с креста. А те, которые желали с честью совершить погребение Иисуса, спешили исполнить свое желание, ибо по закону (Моисея) во всякую субботу, тем более в эту, нельзя было оставлять осужденных на кресте. Когда настал вечер, тайный ученик Христа Иосиф из Аримафеи, человек богатый, праведный, знаменитый член синедриона, явился к Пилату, чтобы испросить тело Иисуса. Пилат удивился, услышав, что Иисус уже умер, так как распятые на кресте оставались живы иногда по два, по три и более дня. Поэтому он только тогда отдал Иосифу тело Иисусово, когда от сотника удостоверился в смерти Его. Тогда Иосиф, купив плащаницу и сняв тело Иисуса, обвил Его ею. А Никодим, который также пришел принять участие в погребении Господа, принес с собой несколько десятков фунтов состава из смирны и алоэ, обильно помазав ими Его тело и пелены, которыми Он был обвит. Затем Иосиф и Никодим положили тело Иисуса в новом гробе, высеченном в скале и принадлежавшем Иосифу. Он находился в саду, недалеко от места распятия Господа. Именно этот гроб избрали потому, что с погребением медлить было некогда, ибо наступал субботний день.

Положив тело во гробе, Иосиф с Никодимом привалили к двери гроба, по иудейскому обычаю, большой камень. Свидетелями погребения Иисуса били некоторые жены. Возвратившись в город, они купили благовония и масти, чтобы помахать тело Иисусово. Похоронили Иисуса в пещере. По обычаю к входу в пещеру был привален огромный камень. У Входа в пещеру стояла стража.

Слайд 13. Воскресение Христа.

Первыми узнали о воскрешении Христа три женщины, которые пришли в сад, где был гроб Иисуса, чтобы помазать принесенными ими ароматными маслами Тело Его. Подходя к гробу, они увидели, что камень отвален, а в пещере был Ангел, который сообщил им о воскресении Христа и послал их рассказать обо всём увиденном и услышанном ученикам. Имена этих женщин, называемых теперь мироносицами (миро – благовонное масло): Саломия – мать Иоанна и Иакова Зеведеевых, Мария – мать Иакова Алфеева, и Мария Магдалина. О Воскрешении Иисуса свидетельствует Туринская плащаница. Христос воскрес и вышел из плащаницы, не развернув её. Мария Магдалина шла вся в слезах, не рассмотрела, кто стоит перед нею, и, думая, что это садовник, ответила: —Господин, если ты взял Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. В ответ она слышит знакомый голос:

— Мария! Магдалина взглянула и видит: перед нею Сам воскресший Христос.

— Учитель! — воскликнула она в восторге и бросилась к Нему. Но Господь сказал ей:

— Не прикасайся ко Мне, иди же к Моим братьям, ученикам, и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему.

Слайд 14 Вознесение Христа.

Сорок дней прожил Господь Иисус Христос на земле после своего воскресения из мёртвых. Всё это время Он продолжал давать наставления своим ученикам и говорил им: -Идите по всей земле, крестите людей и учите веровать в Бога Отца, в Бога Сына и Бога Духа Святого.

В сороковой день Господь вышел с учениками на гору, простился с ними и благословил их. Потом понемногу отдаляясь, Он начал подниматься к небу все выше и выше и , наконец, совсем скрылся за облаками. Он вознесся к Богу Отцу на небо.

  1. Закрепление изученного

Мы с вами узнали много нового о Смерти и Воскресении Господа, а сейчас проверим, что вы запомнили.

- Как вы думаете, чего ждал народ от Христа, когда приветствовал Его в Иерусалиме?

- Кто из учеников Христа предал Его? Как это произошло?

- Что означает «Осанна»? Почему народ так приветствовал Христа?

- Какое Таинство Православной Церкви совершается в память о Тайной вечере?

- Назовите имя римского правителя, который приговорил Сына Божия к смерти.

-Кому было разрешено снять с креста тело Христа и похоронить?

- Назовите имена жен-мироносиц. Кто они почему их так называют?

-Подумайте о чем говорит пословица написанная на доске.



Я вам сейчас раздам карточки-задания.

1 карточка (указать стрелочками правильный ответ)

1. Имя римского правителя, приговорившего Христа к смерти?
2. Кому разрешили снять с креста и похоронить тело Христа?
3. Где хранится плащаница?
4. Саломия, Мария, Мария Магдалина – кто они?

 

а)Турин
б)мироносицы
в)Пилат
г) Иосиф Аримафейский и Никодим



2 карточка (распределить в последовательности термины и понятия)

  • Тайная вечеря

  • Распятие Господа Иисуса Христа

  • Моление в Гефсиманском саду

  • Вход Господень в Иерусалим

  • Предательство Иуды

  • Голгофа

  • Воскресение Спасителя

  • Плащаница

  1. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Сегодня мы с вами узнали много нового из истории Православной Церкви. Выставление оценок.

Христос.

Любовью к ближним пламенея, народ смиренью Он учил.

Он все законы Моисея любви закону подчинил.

Не терпит гнева Он, ни мщенья, Он проповедует прощенье,

Велит за зло платить добром, Есть неземная сила в нем:

Слепым Он возвращает зренье, дарит и крепость и движенье

Тому, кто был и слаб и хром. Ему признания не надо:

Сердец мышленье отперто, Его пытующего взгляда

Еще не выдержал никто. Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был, и всем простер благую руку

И никого не осудил.

7. Домашнее задание: Подготовить сообщение о Плащанице Спасителя. Почему ее называют пятым Евангелием?

Источники:

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2002. – 256 с., ил.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Кирилл и Мефодий Большая Рос. энцикл., 2008. – 3 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. + прил.: Руководство пользователя (4 с.). – Систем. требования: Pentium; 8 Мб ОЗУ; Windows 95/ 98/ NT; 4-скорост. CD-ROM; SVGA-видеокарта (800×600, 65536 цв.); 16 бит. зв. карт.; мышь.

  3. Всеобщая история. 7 класс. [Электронный ресурс]. – ООО КОРДИС & МЕДИА. - 2004. – Систем. требования: INTEL GELERON – 633 МГц; 64 Мб ОЗУ; Windows 95/ 98/ NT; CD-ROM не менее 24х. - Учебное электронное издание.

  4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] www.megabook.ru

  5. Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступеней образовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. –







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!