План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла на урок с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке. Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача! Итак, мы начинаем! – А сейчас тишина… Я предлагаю вам вслушаться в слова песни, чтобы ответить на вопрос: « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?» Звучит песня « Вот что значит настоящий верный друг…» (Слова: Михаил Пляцковский Музыка: Борис Савельев) | Приветствуют учителя, выполняют просьбу учителя. Дети под руководством учителя формулируют тему урока. | Личностные : «Позитивная установка». Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Наш урок посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками. Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”. - Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей? Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу урока вы поймете настоящие ли вы друзья? | Ученики обдумывают ответ, отвечают на вопросы, поддерживают одноклассников. | Регулятивные УУД: Рефлексия своих чувств |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли. - А как вы думаете, что же такое дружба? Работа в группах «Мозговой штурм» «Дружба – это …» - Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский тоже составлял Законы дружбы, давайте с ними познакомимся. - Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке. - Не обманывай друга ни в чём. - Будь с ним честен. - Не обзывай и не унижай своего друга. - Останови друга, если он делает что-то плохое. - Умей признать свои ошибки и помириться с другом
Мне очень приятно, что ваши мнения совпали с мнением великого педагога. Дружба – великое чудо! - А при каких условиях, с чего может возникнуть дружба? | Учащиеся предлагают варианты ответов. Под руководством учителя приходят к понятиям «друг», «дружба» Работают со словарем Работают в группах. (при затруднении обратить внимание обучающихся к учебнику ) | Познавательные УУД: решение проблемы Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его. (Читает ученик). Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Слово “дружба” что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе? Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной, Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: “Вы не в школе?” – Оба дружно начинают врать. - Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте перечислим, какие качества должны быть у настоящего друга. Настоящий друг: верный, добрый, скромный, честный, порядочный, бескорыстный (на доске). - Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – то хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
| Выполняют задание. Высказывают собственное мнение. Делают вывод о том, что отношение к тебе напрямую зависит от того, какие поступки ты совершаешь.
Высказывают свое мнение о том, кто такой друг, перечисляют качества.
| Коммуникативные УУД: Распознавание эмоций. Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Работа в группах. Составление правил дружбы. Обсуждение составленных правил. | Выполняют задание. Высказывают собственное мнение. | Коммуникативные УУД: работа в малой группе, внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания, умение вступать диалог. Познавательные УУД: умение ориентироваться в информационном пространстве. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Личностные: интерес к способу решения проблемы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | - Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда не будет друзей. А иногда про дружбу говорят “Водой не разольешь”, послушайте стихотворение Б. Заходера “Мы – друзья”. (Два мальчика инсценируют стихотворение). С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, Что он и я – Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе... Отстаём! Дружба дружбою, Однако, и у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? - Что-то, Вова, Позабыл! - И я забыл... Ну, не важно! Дрались честно, Как положено друзьям: - Я как стукну! - Я как тресну! - Он как даст! - А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя! - Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу. | Выполняют задание. Высказывают собственное мнение. | Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, решение проблемы Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”. 1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать 2. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 3.Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. | Работают в группах. | Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание. Личностные УУД: знание норм культуры поведения и соотношение их с жизненными ситуациями. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | А теперь поработаем в парах. У вас на столах лежат конверты. Возьмите их. Там находятся пословицы о дружбе, вам надо собрать их. Какая пара будет готова – поднимет руку. - А какие еще пословицы вы знаете? | Внимательно слушают задание учителя. Работают в парах. Соотносят части пословиц, собирают их, записывают пословицы | |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | - Какой вы друг? Настоящий друг – какой он? Какими качествами должен обладать настоящий друг? -Почему важно дружелюбно относиться друг к другу? - Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба! Наше мнение едино: дружба нам необходима. | Отвечают на вопрос учителя. Проводят анализ между задачами, которые стояли в начале урока и результатами. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Регулятивные УУД: оценивать результаты общей и собственной деятельности. Коммуникативные УУД: готовность излагать свое мнение. |