СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ "Душа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Душа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Душа"»

Оборудование:

1. Записи следующих произведений:

  • Л. Бетховен Симфония № 5, ч. 1; Симфония № 9, ч. 3;

  • И.С. Бах “Шутка” из сюиты № 2; В.А. Моцарт “Реквием”, “Лакримоза”;

  • Ф. Шуберт “ Серенада”,

  • И.С. Бах “Хоральная прелюдия”.

2. Репродукции картин.

3. Листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой – тело.

Ход занятия

  1. Орг.момент

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

«Круг радости»: Возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.

Учитель:

Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию, (в это время звучит “Серенада” Шуберта).

Музыка приглушается.

  1. Введение в тему урока



Учитель:

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема.

И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней (музыка отключается). Посмотрите на доску, здесь написаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, огромная, добрая, родная, бессмертная …

Учитель:

К какому явлению подходят все эти определения? (ЕЕ можно ранить даже грубым словом, она живет вечно, ею нас наделил Бог……)

Дети:

Все эти определения подходят к душе.

  1. Новая тема

Учитель:

Правильно. Тема нашего занятия “ Душа ” (открывается надпись на доске).

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку. И потом скажите какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

(Включаю начало симфонии № 5 Бетховена, “Шутку” И.С. Баха, фрагмент “Лакримозы” из реквиема В.А. Моцарта.)

После звучания симфонии № 5 Бетховена.

Дети:

Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха.

После звучания “Шутки” Баха.

Дети:

Эта музыка легкая, весёлая.

После звучания “Лакримозы” Моцарта.

Дети:

Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

Учитель: Правильно, ребята. А как вы это всё узнали?

Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или трагичных слов?

Дети: Мы почувствовали душой!

(Показываю на надписи на доске.)

Учитель:

Правильно, потому что “музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа”. (Б.Ауэрбах)

“Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки”. (Из писаний религий Баха.)

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С её помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут разлизать их без особого труда.

Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. (Записываю на доске.)

Дети:

Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.

Учитель:

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

Учитель:

Да, ребята, человек – это прежде всего душа, а не тело.

– Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром.

– Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

Самостоятельная работа уч-ся

На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, жиреть, любить, расти.

Учитель: Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Если трудно одному, можете работать в паре.Затем обсуждаем ответы детей.

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Учитель: Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

Вывод учителя: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушайте одну!

Чтение по ролям сказки

Сказка

Откуда берется доброта?

— Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку. 

— Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей. 

— Как растёт? Как цветы в нашем саду? 

— Да, милая. 

— А откуда берётся зло? 

— Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое — зла. 

— Точно как в нашем саду! Растёт цветок и рядом с ним сорняк, — воскликнула девочка. 

— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла. 

— А кто не растит в себе доброту? 

— Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра обвитое злом не прорастёт. Оно не даст ему расти. 

— Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем. 

— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце. 

— Поливать его водой? — засмеялась девочка. 

— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть. 

И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.



По окончании чтения вопросы:

– Откуда берется доброта?

Ответы детей.

Физминутка

Песня о доброте Татьяна Мухаметшина

– Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

Учитель: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Ребята, как мы сразу отличаем душевного человека?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душевный человек – это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям, и к взрослым.

Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

- Кого вы считаете человеком с большой душой, душевным человеком?

Учитель: Но бывают случаи, когда душа человека может и уменьшаться и становиться совсем незаметной. О таких людях говорят – бездушный человек.

– Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душа становиться слабенькой и незаметной, когда мы злился, ругаемся, говорим нехорошие слова, делаем нехорошие поступки, обижаем животных.

Вопрос: Почему?

Ответы детей.

Вывод учителя: Потому что, как мы уже говорили, “Души наши настроены к созвучию'' только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным.

Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души.

Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными существами?

Ответы детей.

Работа в группе

А сейчас разделимся на группы по 3-4 человека. Каждая получит задание «Высказывание о душе» Постарайтесь объяснить это высказывание. Как вы его понимаете.

Самое важное – это навести порядок у себя в душе.

Доброта человеческой души подобна реке, сколько не черпай, мельче не становится.

Было бы намного проще, если бы люди внешне выглядели так же, как выглядит их душа.

Душа человека заключается в его делах.

У Бога нет лучше жилища на Земле, чем родная душа.

Дружба – это одна душа, живущая в разных телах.

Слезы – это не признак слабости, это признак того, что у человека есть душа.

Итог

Перед тем как кого – то обидеть, возьмите листок бумаги и скомкайте его. Готово? А теперь попробуйте разгладить. Не получается? Так и душа человека подобна этому листку. Если ты ее однажды ранил, она уже не будет как прежде. Перед тем как обидеть – хорошенько подумай, что ты творишь….



Рефлексия

У вас на партах сердечки, вы делали их сами. Напишите пожелание, теплые слова, которое согреют душу человеку и подарите своему однокласснику или однокласснице.

Смайлики : Понравился урок. Узнал что- то новое. Понравился, но ничего нового не узнал. Не понравился урок. Зря время потерял.

Учитель: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М. Скребцовой

С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, что дар святой хранят,
В нем Божьей сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят,


О, души, – вы носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои, 
О, не вносите, не впускайте зло.

Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы…



























Приложение № 1

Методические рекомендации по разработке и проведению занятий по духовному воспитанию

1. Это должен быть праздник для детей. Начиная с внешнего вида участников, оформления помещения и отношений, как друг с другом, так и учителя к детям.

2. Учитель является воплощением доброты, любви и мудрой, доброжелательной строгости и требовательности. Никаких замечаний, оценок, принуждений, давлений и т.д., то есть исключить все давящее, сковывающее дух ребенка. Если какой-то шалун нарушает обстановку торжественности, то подойти к нему и тихонько попросить его выйти. Хотя при правильной организации занятия, никаких таких эксцессов не будет, потому что души детей, в отличие от взрослых, более чуткие и открытые. Они легче отрываются от земли и отзываются на духовные знания.

3. Занятие лучше проводить до уроков, пока дети не уставшие.

4. Учителю необходимо хорошее знание содержания занятия, необходимо прочувствовать, “пропустить” его через себя.

5. Обязательное присутствие на занятии произведений искусства – музыки, поэзии, живописи. Ибо это язык, голос души, способ общения с высшим миром. Это средство утончения, возвышения, одухотворения.

6. Занятия проводить не часто. Вначале возможно один раз в месяц, чтобы дети ждали и скучали, чтобы этот день был из светлой перспективой.

7. Правильно развитое воображение, расширяя сознание и усовершенствуя жизнь, открывает окно к Прекрасному Высшему миру. Умение представлять главное качество для творчества духа. На основании этого мы считаем необходимым на занятиях по духовному воспитанию использовать элементы воображения и представления. Поэтому полезно на некоторых уроках – на ИЗО, на музыке и других проводить регулярные упражнения по развитию воображения и наблюдательности. Для этого ставят перед детьми какой-нибудь предмет или вешают картину и предлагают внимательно рассмотреть их. Затем, закрыв глаза, описать признаки виденного.

8. Заканчивать занятия всегда словами благодарности к детям за интересный, плодотворный урок. И в детях постоянно воспитывать умение быть благодарными за малейшую услугу. Ибо “благодарностью, даже у людей малокультурных и малоразвитых, куются рельсы, по которым едут ввысь все черты характера человека”.



















Сказка

Откуда берется доброта?

— Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку. 

— Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей. 

— Как растёт? Как цветы в нашем саду? 

— Да, милая. 

— А откуда берётся зло? 

— Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое — зла. 

— Точно как в нашем саду! Растёт цветок и рядом с ним сорняк, — воскликнула девочка. 

— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла. 

— А кто не растит в себе доброту? 

— Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра обвитое злом не прорастёт. Оно не даст ему расти. 

— Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем. 

— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце. 

— Поливать его водой? — засмеялась девочка. 

— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть. 

И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.









У каждого человека есть душа. Почувствовать душу просто, достаточно за собой понаблюдать. Например, когда у нас на душе радость. Когда мы восхищаемся красотой. Когда в нас просыпается совесть. Когда нам что-то изнутри подсказывает делать так или не делать так. Бывает так хорошо, что душа поёт. Во всех этих случаях радуется, восхищается, печалится, желает или не желает – наша душа. Машина или робот этого делать не могут, потому что они – не живые. У них нет души.

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека

Игра «День и ночь» Когда я скажу – день, вы должны делать добрые дела, ночь – спать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!