Урок № ____ Дата проведения урока:_______________
Конспект урока по письму и развитию речи 4 класс учитель: Павлова Е.В.
Тема урока: Разделительный мягкий знак.
Цель урока: познакомить с написанием слов, в которых есть разделительный Ь знак.
Задачи:
-Учить писать красиво, аккуратно.
-Развивать память, мышление.
-Учить анализировать, обобщать.
Оборудование: карточки, правило, картинки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
II. Повторение.
Вспомним сказку о мягкий знак.
Собрались буквы и стали обсуждать, кто какую работу выполняет. Обратились к Мягкому знаку:
-- Ты звука не обозначаешь. Что же ты делаешь в слове?
Молчал Мягкий знак и ответил:
--Я две работы выполняю. Первая моя работа - показать на письме, что согласный мягкий. Вы можете написать слово мел, - он обратился к буквам. – А попробуйте написать слово мель. Не выйдет!
III .Сообщение темы и целей урока.
Разделительный мягкий знак.
Собрание букв продолжалось. Они снова внимательно слушали Мягкий знак.
- У меня есть вторая работа, - говорил он. – Вам надо написать слово семья. Как это сделать? М и я произносятся раздельно. Я встану между этими буквами, и ребята правильно прочитают слово: семья, а не «семя».
Работа у доски.
Рассмотри картинки и прочитай предложения под ними.
Я полю сорняк. Я полью грядки.
ь
Назови выделенные слоги в словах. Скажи, в каком слоге гласный произносится слитно, а в каком – раздельно.
Какая буква обозначает на письме, что согласный и гласный произносится раздельно?
Запись предложений в тетрадь.
Гимнастика для глаз.
Работа по учебнику.
Чтение правила на стр.33 учителем.
Разделительный ь показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно: вьюга, ручьи.
ь ь
Это вторая работа мягкого знака.
- Чтение уч-ся хором.
- Заучивание правила наизусть.
- Выборочный опрос.
Физкультминутка.

Упражнение № 1, стр.33.
- Спиши пары слов. Объясни их значение.
Коля – колья полёт – польёт
Семя – семья олени – оленьи
- Прочитай выделенные слоги парами. Как показано на письме, что согласные и гласные произносятся раздельно?
Работа по карточкам.
Карточка № 1
Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.
1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.
2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.
- Проверка.
IV. Домашнее задание.
Правило наизусть, стр. 33.
V. Итог урока.
- по вопросам учителя;
- выставление оценок.
Разделительный мягкий знак.
Карточка № 1
Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.
1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.
2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.
Карточка № 2
Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.
1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.
2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.
3. Запиши текст.
Карточка № 3
Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.
1. Объясни значение слова раздолье.
2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.
3. В слова вставь пропущенные буквы.
4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.
Карточка № 4
Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.
1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
2. Подчеркни в тексте все слова Ь.
3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.
Карточка № 5
Мы гуляли по липовой аллее кругом раздавались весёлые птичьи голоса Анна Соловьёва увидела муравейник муравьи дружно строили своё жильё.
1. Определи количество предложений в тексте.
2. Запиши текст. Придумай еще 2-3- предложения.
3. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь цифрой количество звуков и букв.
Карточка № 6
Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.
1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.
2. Запиши текст по памяти.
3. Придумай заголовок к своему тексту.
4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Карточка № 7
Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.
1. Найди изученные орфограммы.
2. Запиши текст и отметь "опасные" в тексте места.
3. Подготовься писать текст под диктовку.
4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.
Карточка № 8
1. Прочитай словосочетания.
Полю грядки - ...
Солю огурцы - ...
Следы зайца - ...
Нора лисы - ...
1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.
2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?
Карточка № 9
Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)
1. Найди в стихотворении "опасные" места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.
2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.
Разделительный мягкий знак.
Карточка № 1
Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.
1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.
2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.
Карточка № 2
Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.
1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.
2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.
3. Запиши текст.
Карточка № 3
Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.
1. Объясни значение слова раздолье.
2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.
3. В слова вставь пропущенные буквы.
4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.
Карточка № 4
Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.
1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
2. Подчеркни в тексте все слова Ь.
3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.
Карточка № 5
Мы гуляли по липовой аллее кругом раздавались весёлые птичьи голоса Анна Соловьёва увидела муравейник муравьи дружно строили своё жильё.
1. Определи количество предложений в тексте.
2. Запиши текст. Придумай еще 2-3- предложения.
3. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь цифрой количество звуков и букв.
Карточка № 6
Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.
1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.
2. Запиши текст по памяти.
3. Придумай заголовок к своему тексту.
4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Карточка № 7
Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.
1. Найди изученные орфограммы.
2. Запиши текст и отметь "опасные" в тексте места.
3. Подготовься писать текст под диктовку.
4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.
Карточка № 8
1. Прочитай словосочетания.
Полю грядки - ...
Солю огурцы - ...
Следы зайца - ...
Нора лисы - ...
1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.
2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?
Карточка № 9
Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)
1. Найди в стихотворении "опасные" места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.
2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.