СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе. Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с написанием слов, в которых есть разделительный Ь знак.

-Учить писать красиво, аккуратно.

-Развивать память, мышление.

-Учить анализировать, обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе. Тема урока: Разделительный мягкий знак.»

Урок № ____ Дата проведения урока:_______________

Конспект урока по письму и развитию речи 4 класс учитель: Павлова Е.В.

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Цель урока: познакомить с написанием слов, в которых есть разделительный Ь знак.

Задачи:

-Учить писать красиво, аккуратно.

-Развивать память, мышление.

-Учить анализировать, обобщать.

Оборудование: карточки, правило, картинки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

II. Повторение.

Вспомним сказку о мягкий знак.

Собрались буквы и стали обсуждать, кто какую работу выполняет. Обратились к Мягкому знаку:

-- Ты звука не обозначаешь. Что же ты делаешь в слове?

Молчал Мягкий знак и ответил:

--Я две работы выполняю. Первая моя работа - показать на письме, что согласный мягкий. Вы можете написать слово мел, - он обратился к буквам. – А попробуйте написать слово мель. Не выйдет!

III .Сообщение темы и целей урока.

Разделительный мягкий знак.

Собрание букв продолжалось. Они снова внимательно слушали Мягкий знак.

- У меня есть вторая работа, - говорил он. – Вам надо написать слово семья. Как это сделать? М и я произносятся раздельно. Я встану между этими буквами, и ребята правильно прочитают слово: семья, а не «семя».

Работа у доски.

Рассмотри картинки и прочитай предложения под ними.

Я полю сорняк. Я полью грядки.

ь


Назови выделенные слоги в словах. Скажи, в каком слоге гласный произносится слитно, а в каком – раздельно.

Какая буква обозначает на письме, что согласный и гласный произносится раздельно?

Запись предложений в тетрадь.

Гимнастика для глаз.

Работа по учебнику.

Чтение правила на стр.33 учителем.

Разделительный ь показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно: вьюга, ручьи.

ь ь


Это вторая работа мягкого знака.

- Чтение уч-ся хором.

- Заучивание правила наизусть.

- Выборочный опрос.

Физкультминутка.


Упражнение № 1, стр.33.

- Спиши пары слов. Объясни их значение.

Коля – колья полёт – польёт

Семя – семья олени – оленьи

- Прочитай выделенные слоги парами. Как показано на письме, что согласные и гласные произносятся раздельно?

Работа по карточкам.

Карточка № 1

Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.

1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.

2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.

- Проверка.

IV. Домашнее задание.

Правило наизусть, стр. 33.

V. Итог урока.

- по вопросам учителя;

- выставление оценок.























Разделительный мягкий знак.

Карточка № 1

Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.

1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.

2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.

Карточка № 2

Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.

1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.

2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.

3. Запиши текст.

Карточка № 3

Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.

1. Объясни значение слова раздолье.

2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.

3. В слова вставь пропущенные буквы.

4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.

Карточка № 4

Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.

1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.

2. Подчеркни в тексте все слова Ь.

3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.


Карточка № 5

Мы гуляли по липовой аллее кругом раздавались весёлые птичьи голоса Анна Соловьёва увидела муравейник муравьи дружно строили своё жильё.

1. Определи количество предложений в тексте.

2. Запиши текст. Придумай еще 2-3- предложения.

3. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь цифрой количество звуков и букв.


Карточка № 6

Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.

1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.

2. Запиши текст по памяти.

3. Придумай заголовок к своему тексту.

4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.


Карточка № 7

Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.

1. Найди изученные орфограммы.

2. Запиши текст и отметь "опасные" в тексте места.

3. Подготовься писать текст под диктовку.

4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.


Карточка № 8

1. Прочитай словосочетания.

Полю грядки - ...

Солю огурцы - ...

Следы зайца - ...

Нора лисы - ...

1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.

2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?

Карточка № 9

Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)

1. Найди в стихотворении "опасные" места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.

2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.



































Разделительный мягкий знак.

Карточка № 1

Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.

1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.

2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.

Карточка № 2

Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.

1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.

2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.

3. Запиши текст.

Карточка № 3

Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.

1. Объясни значение слова раздолье.

2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.

3. В слова вставь пропущенные буквы.

4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.

Карточка № 4

Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.

1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.

2. Подчеркни в тексте все слова Ь.

3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.

Карточка № 5

Мы гуляли по липовой аллее кругом раздавались весёлые птичьи голоса Анна Соловьёва увидела муравейник муравьи дружно строили своё жильё.

1. Определи количество предложений в тексте.

2. Запиши текст. Придумай еще 2-3- предложения.

3. Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь цифрой количество звуков и букв.

Карточка № 6

Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.

1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.

2. Запиши текст по памяти.

3. Придумай заголовок к своему тексту.

4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Карточка № 7

Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.

1. Найди изученные орфограммы.

2. Запиши текст и отметь "опасные" в тексте места.

3. Подготовься писать текст под диктовку.

4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.

Карточка № 8

1. Прочитай словосочетания.

Полю грядки - ...

Солю огурцы - ...

Следы зайца - ...

Нора лисы - ...

1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.

2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?

Карточка № 9

Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)

1. Найди в стихотворении "опасные" места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.

2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.