развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности
Учебник Э.Э.Кац "Литературное чтение": 2 класс 1 часть.- М.: Астрель, 2012.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы работы | УУД |
1. | Организационный момент | Пошлём свои лучики добра друг другу, мне, а я вам. Если будет трудно, мы придём на помощь друг другу. | Поворачиваются друг к другу и улыбаются, затем поворачиваются к учителю и улыбаются ему. Поглаживают соседа по плечу «Чем смогу, помогу» | Работа в парах, настрой на доброжелательность во время работы | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и друг с другом во время приветствия |
2 | Артикуляционная разминка | Подготовим речевой аппарат для чтения и говорения. Повторим артикуляционную сказку про язычок | Дети имитируют действия губами, языком | Фронтальная работа | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем |
3 | Актуализация знаний, мотивация | Что мы продолжим изучать, как называется радел? Да, устное народное творчество. Вспомним, что значит устное народное творчество. Какие жанры мы изучали? Отрываем лепестки ромашки и называем жанры. Значит, нужно определить какой жанр будем изучать. | Ответы детей. Устное народное творчество Произведения, которые люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение, нет конкретного автора. Называют жанры. Один лепесток пустой. | Фронтальная, диалог | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 | Определение темы урока | На этом уроке мы отправимся в добрую страну, из которой мы все родом. Посмотрите на экран, (слайд 1) прочитайте слова. Сделайте предположение, с каким жанром предстоит работать, какая тема нашего урока. Скажите друг другу шёпотом ваше предположение. Теперь положим голову на руки, закроем глаза и послушаем запись. Верны ли ваши предположения? Что мы сейчас услышали? Какая тема нашего урока? (слайд 2) | Читают слова «спальня, тёплая кроватка, мама, нежный мягкий голос, песня, сладкий сон Дети шёпотом высказывают свои предположения. Определение темы урока. Народные колыбельные песни | Индивидуальная, в парах Прослушивание колыбельной песни в записи. | Познавательные: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя |
5 | Целеполагание. Постановка цели и задач урока | Попробуем поставить задачи нашего занятия. Что бы вы хотели узнать о таком жанре, как колыбельная песня? Вот наши задачи (слайд 3) 1. Выявить особенности жанра колыбельной песни 2. Сравнить народные колыбельные: русскую и народов, живущих рядом с нами, татарскую и мордовскую 3.Попробовать понять, как колыбельные влияют на чувства детей | Дети задают вопросы: Как появилась колыбельная песня? С какой целью сочинялась? Чем отличается от других песен? Чем похожи и чем отличаются колыбельные разных народов? | Коллективная работа | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6 | Погружение в тему | Что вам помогло определить, что это колыбельная песня? А вам мамы пели колыбельные песни? Как вы думаете, от какого слова произошло название «колыбельная»? Посмотрите на экран и объясните, что такое колыбель.(слайд 4) – Народные колыбельные песни появились очень давно, их придумывали матери, качающие в колыбельках своих детей. Колыбельные песни есть у каждого народа и мамы поют малышу на своём родном языке | Мелодия нежная, тихая, ласковая, есть слова «баю-баю» Да От слова «колыбель» Это кроватка для младенцев, которую можно покачивать | Звучит колыбельная песня | Познавательные: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7. | Первичное чтение произведений | Прослушаем колыбельную песню: русскую «Берёзонька скрип-скрип», определим её настроение. Выразите чувства, которые возникли в вашем сердце? - Какие слова успокаивают? - Как вы понимаете выражение «Её сон унесёт»? - Куда уносит ее сон? Какие слова используются? В каком темпе исполнялась? Громко или тихо? Какая интонация, какие чувства? Значит, как мы будем исполнять колыбельные песни? Работа по таблице - тон, темп, громкость. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь, прочитаем Как вы думаете у всех народов были колыбельные песни? Послушаем теперь мордовскую и татарскую колыбельные. | Читает подготовленная ученица Платова Оля, качая куклу в игрушечной колыбели.. Дети слушают колыбельную «Берёзонька, скрип- скрип». Определяют настроение (нежное, ласковое, спокойное). (березонька скрип, скрип, доченька спит, спит (уснет ребенок, ему приснится что-то очень прекрасное (в садок, под малиновый кусток) Темп медленный, плавный. Тихо. -Тихо, медленно, плавно, нараспев, ласково и нежно. Работа со словарём РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально- музыкальном произведении ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ – читать нараспев Колыбельные – часть народного достояния, у каждого народа свои. Читает Строева Юля «Ложись, доченька, спать», Аббязов Азат. «Баю-бай, утёночек» | | Познавательные: самостоятельная работа с текстом, умение находить нужную информацию в тексте, Регулятивные: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
8 | Выявление особенностей восприятия | С какими чувствами мама поёт эти песенки? Какие слова помогают нам это понять? Прочитайте ласковые слова, обращённые к детям. 1 группа – русская песенка 2 группа – мордовская 3 группа - татарская | Каждая группа работает со своей колыбельной песней. Ответы с опорой на текст, аргументируя свою точку зрения | Работа в 3 группах | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: самостоятельная работа с текстом, умение находить нужную информацию в тексте, |
9 | Дыхательная гимнастика | Поиграем в парах | Работа в парах «Ёжик», «Воздушный шарик» | Работа в парах | |
10 | Вторичное чтение | Теперь вам предстоит самостоятельно поработать с текстом колыбельных песен. Ваша работа будет состоять из 3 этапов. (слайд 5) 1.Самостоятельная 2.В паре 3. Выступление перед классом Прочитайте в парах эти колыбельные песни, используя наши выводы. Кто же был главным человеком для малыша в этих колыбельных. Кто по вашему мнению от пары может выступить перед классом? Можно прочитать вдвоём, поделив текст. Остальные должны оценить чтение (темп, громкость, тон, правильность). Выставление оценок в зачётке. | Дети работают по алгоритму: (слайд 9) 1.Прочитай и представь описанную картину. 2.Прочитай ещё раз и выдели слова, которые нужно выделить голосом (логическое ударение),укажи паузы 4. Прочитать друг другу выразительно текст Чтение детьми друг другу в паре колыбельных. Затем дети решают, как им выступить перед классом, кому-то одному или вместе. Выступление перед классом, пропеть, убаюкивая куклу. | Самостоятельная Работа в парах Выступление перед классом Самооценка и взаимооценка за чтение | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: самостоятельная работа с текстом, умение находить нужную информацию в тексте, рефлексия |
11 | Физминутка | В какое время суток мама пела колыбельную? А когда ребёнок просыпался, мама делала с ним зарядку, в народе говорили, что она пестует ребёнка. Так появился ещё один жанр устного народного творчества – пестушка. Разучим пестушку и отдохнём. (слайд 6) Потягу-потягунюшки. Порасту-порастунюшки, Ножки-ходунюшки Ручки-хватунюшки, Роток-говорок, А в голову - разумок. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы щёчки горели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Вечером Дети повторяют слова и движения | | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и друг с другом |
12 | Работа с текстом | Решаем последнюю задачу нашего урока. Как же колыбельные влияют на человека? А почему это происходит? Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (слайд 7) | Успокаивают, настраивают на добро, любовь и нежность, убаюкивают. Их поёт самый дорогой и любимый человек, мама с любовью к ребёнку. Нужны всем вселяют чувство защищённости, спокойствия и согласия. В этом таинство колыбельных песен. | Фронтальная работа, беседа-рассуждение | Коммуникативная: Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательная: Выделять существенную информацию. Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
13 | Творческая работа | Выберите из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись с соседом (слайд 8) 1. Птица рада весне, а младенец матери. 2. Нет милее дружка, чем родная матушка. 3. Хлеб питает тело человека, а колыбель душу. В быту каждая колыбельная имеет много вариаций, каждый исполнитель может внести в неё что-то своё. Представьте, что вы поэты, вам нужно сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте записать песенку, добавив свои слова. Это буриме. Работаем в парах. | Дети аргументируют свой выбор. …пришла …принесла … петушок …сверчок | Работа в парах | Регулятивная: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательная: самостоятельная работа с текстом, умение находить нужную информацию в тексте, Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем и соседом по парте |
14 | Подведение итогов | Какие песни мы изучали сегодня? К какому разделу они относятся Так чем же похожи колыбельные разных национальностей? Что их объединяет? А чем они отличаются? Какие чувства просыпаются в вашей душе, когда слышите колыбельные песни? Да, несут свет и добро, колыбельные у многих народов играют роль оберега. А, кроме того, это важная составляющая в развитии характера ребенка. Недаром на Востоке о человеке недостойном говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью». Современные психологи считают, что дети, которым мамы пели в детстве колыбельные песни, не только более послушны, спокойны, но и более развиты, у них более высокое интеллектуальное развитие | -Колыбельные К устному народному творчеству Служат для убаюкивания детей, передают любовь и нежность мам, Поются нежно, ласково, плавно, тихо. Содержание, ритм, цель исполнения, чувство любви к своим детям объединяет эти песни. В татарской имя татарское при убаюкивании дочки. – разный быт, поют на своём родном языке. Спокойствие, любовь, нежность, добро Делают выводы о роли колыбельной песни | | Регулятивная: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
15 | Рефлексия | Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, тогда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню и нашем уроке. Колыбельные всегда возвращают человека к его малой родине, к порогу родного дома, к своему родному языку, к своим предкам. Интересно ли было узнавать вам о колыбельных не только русского, но и других народов, живущих рядом с нами. Что нового узнали? Как узнали, что помогло? Где пригодятся знания? Кто из ребят помог больше всех в открытии нового? Довольны своей работой на уроке? С каким настроение уйдёте с урока? Работа с листами самооценки | Ответы детей Показ полосок настроения. Работа с листами самооценки и взаимооценки Оценивание своей работы с помощью смайликов. | | Личностные: понимание значения дома и матери для человека Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения; контроль |
16 | Домашнее задание | Попросите своих мам и бабушек помочь вам записать и выучить те колыбельные, которые им пели в детстве.слайд | Запись задания в дневник | | |
1. Ключевский В. О. История русского быта. Чтение в школе и дома. – М.: Ваш выбор ЦИРЗ, 1995. – 76с.
2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Русское слово, 1998. – 253с.
3. Медведевских В. С. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. – Курган: Курганский ИПК, 2001. – 120с.
4. Петрухин К. М. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995. – 320с.
5. Пушкарёва И. К. Женщины древней Руси. – М.: Мысль, 1989. – 285с.
6. Семёнова М. Мы - славяне!. – С-П.: Азбука, 1997. – 556с.
7. Ширяева Н. С. Программа «Русское народное творчество». – Киров: 1995. – 124с.
В традиционных текстах колыбельных поется о птицах, о животных, о предметах домашнего обихода. Большинство песен построено на обращении к ребенку. В песнях, в которых мать поет о будущем своего ребенка, женщина выражала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь — проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству, о занятиях родителей.
Вот некоторые колыбельные песни, которые пели мордовские женщины своим детям:
Миг-миг, глазок,
Миг-миг, другой
Закрылся-заснул.
Украинская. НАЛЕТЕЛИ ГУЛИ