СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету «Музыкальная культура Брянщины» (выпускные классы)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на котором присутствуют преподаватели нашей школы и преподаватели других школ искусств зонального методического объединения Дятьковского района и города Фокино. На нашем уроке мы сегодня с вами будем говорить о том, как проводили своё свободное время люди, относящие себя к русской интеллигенции XIX века, как они отдыхали, какие развлечения для себя придумывали. Я думаю, что вы узнаете много интересного, многому удивитесь, и, очень хочется в это верить, поймёте, что можно замечательно проводить время без современных гаджитов, телевизора, интернета, а совместное творчество и его результат, приносит гораздо большее удовлетворение и радость, чем праздное проведение времени.

    • сообщение темы урока.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока – «Литературнно-музыкальные вечера в Селище».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Музыкальная культура Брянщины» (выпускные классы)»



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского г.Фокино»











Конспект урока по предмету

«Музыкальная культура Брянщины»

(выпускные классы)



Тема: «Литературно-музыкальные вечера в Селище»










Провела: преподаватель высшей категории

Антонова Наталья Анатольевна











18.01.2017 год

г.Фокино

Тема урока: «Литературно-музыкальные вечера в Селище»


Тип урока: урок формирования новых знаний


Вид урока: интегрированный тематический


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью русской интеллигенции в провинции.


Задачи:


Обучающие:

  • познакомить учащихся с жизнью русской интеллигенции в провинции (семья Масловых);

  • формирование биографических знаний о жизни и творчестве композитора, директора Московской консерватории С.И.Танеева;

  • познакомить учащихся с творчеством русского художника В.Е.Маковского


Развивающие:

  • развитие аналитических способностей учащихся;

  • развитие лекторских способностей учащихся;

  • развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • развитие интереса к учению с применением наглядных средств обучения;

  • развитие творческого мышления учащихся.


Воспитывающие:

  • воспитание уважения и любви к истории и искусству;

  • воспитание зрительского вкуса и роста исполнительской культуры;

  • воспитания чувства гордости и любви к родному краю.


Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • интеллектуальный;

  • частично-поисковый.


Оборудование урока:

  • телевизор;

  • фотоматериал;

  • репродукции работ В.Е.Маковского;

  • фрагмент видеофильма о Сергее Ивановиче Танееве



ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент:

    • эмоциональный настрой.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на котором присутствуют преподаватели нашей школы и преподаватели других школ искусств зонального методического объединения Дятьковского района и города Фокино. На нашем уроке мы сегодня с вами будем говорить о том, как проводили своё свободное время люди, относящие себя к русской интеллигенции XIX века, как они отдыхали, какие развлечения для себя придумывали. Я думаю, что вы узнаете много интересного, многому удивитесь, и, очень хочется в это верить, поймёте, что можно замечательно проводить время без современных гаджитов, телевизора, интернета, а совместное творчество и его результат, приносит гораздо большее удовлетворение и радость, чем праздное проведение времени.

    • сообщение темы урока.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока – «Литературнно-музыкальные вечера в Селище».


      1. Повторение изученного материала

  • Появление новых музыкальных жанров в XIX веке.

Прежде чем мы начнём разговор, касаемый нашей новой темы, я хотела бы, чтобы вы вспомнили, какие новые музыкальные жанры появились в XVIII-XIX веках в России.

Ответы учеников:

С приходом к власти Петра I в России начинаются коренные преобразования во всех сферах деятельности человека: экономике, административном устройстве, военном деле, и, конечно же, в искусстве. Если говорить о музыке, то она становится более реалистичной. Появляются профессиональные композиторы, исполнители, профессиональные творческие коллективы. При богатых усадьбах становится модным иметь свои собственные оркестры, хоры, театральные и балетные труппы, состоявшие в основном из крепостных крестьян.

Получают развитие новые жанры профессиональной светской музыки – танцевальной, парадной, военной и т.д.

К 30-м годам XVIII века относится становление оперного искусства в России, которое к концу века становится ведущим и очень популярным жанром. Первые оперы звучали на итальянском языке, и, естественно, ставились на итальянские сюжеты. Затем они адаптировались, стали переводиться, а позже появились оперы на русские сюжеты и темы.

Параллельно с оперой развивался и балет. К концу XVIII века русская классическая балетная школа становится сильнейшей в мире.

Высокого развития достигает симфоническая музыка. Основы русского симфонизма были заложены великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой.

Обостряется профессиональный интерес к народной песне, как непреходящей духовной ценности и основе национального музыкального искусства. Темы и мелодии русских народных песен используются в творчестве практически всех ведущих русских композиторов.

На первую половину XIX века приходится расцвет городской бытовой песни и романса.

  • Появление различных музыкальных обществ.

Создание выдающихся произведений сопровождается расцветом исполнительского мастерства мирового класса. С конца XVIII века в России начинают создаваться общественные музыкальные организации (в 1772 году организован музыкальный клуб в Петербурге, в 1802 году – Петербургское филармоническое общество, в 1859 году – Русское музыкальное общество), что в дальнейшем привело к открытию первых консерваторий: в 1862 году Петербургской, в 1866 – Московской.

  • Появление музыкальных и литературных периодических изданий.

Появляются и первые периодические музыкальные издания: 1774-75 гг. – выходит нотный журнал «Музыкальные увеселения» г.Москва; 1785-94 гг. – «Санкт-Петербургский музыкальный магазин»; 1806-1809 гг. – «Журнал отечественной музыки» г.Москва; 1842-1906 гг. – «Нувелист» и многие другие издания. Они были очень популярны среди русской интеллигенции.

Итог: Я очень рада, что вы хорошо усвоили предыдущий материал, и, наверное, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что действительно культура и искусство в этот период в нашей стране развивалось очень интенсивно, с большой заинтересованностью лиц разных социальных слоёв. Для российской культуры он стал поистине «веком золотым». Русское Просвещение XVIII в. явилось мощным толчком к процессу пробуждения национального самосознания русского народа.


      1. Объяснение нового материала

  • Жизнь русской интеллигенции в провинции на примере семьи Масловых (имение в Селище Караческого уезда Орловской губернии).

Ребята, мы с вами уже разобрались в том, что, действительно, каждый уважающий себя человек, относящий себя к интеллигенции, должен был быть образованным не только в сфере выбранного жизненного дела (профессии), он должен был хорошо знать историю, разбираться в живописи, литературе, музыке, философии и других гуманитарных науках. Само понятие ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово «интеллигенция», впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia — понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В России понятие «интеллигенция» в качестве термина стало употребляться более чем сто лет назад, в 60-е годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину.

Сегодня мы с вами познакомимся с семьёй Масловых – типичными интеллигентами XIX века, нашими земляками, жившими в Москве и Петербурге, но имеющими родовое имение в селе Селище.

Селище - старинная деревня, первые упоминания о которой относятся к XII веку. В XVII веке земли, на которых сегодня расположена деревня Селище, царским указом были дарованы дворянам Масловым.
После образования в 1778 году Орловского наместничества, преобразованного в 1796 году в Орловскую губернию, в ее состав вошла деревня Селище. В «Списках населенных мест Орловской губернии» за 1866 год Селище значится как деревня владельческая Карачевского уезда при безымянном ручье, в 41 версте от уездного города Карачева, по левую сторону от Трубчевского почтового тракта. В этот период в деревне числилось 14 дворов и 319 жителей обоего пола – 168 мужского и 151 женского.
В XIX веке владельцами родового поместья были братья Николай Иванович и Федор Иванович Масловы. Один из них являлся управляющим окружным судом в Рязани, другой – председателем Департамента Московской судебной палаты. Почти все время братья жили в Москве, а каждое лето проводили в деревне Селище.
Федор Иванович был разносторонне развитым человеком: прекрасно разбирался в живописи и музыке, писал стихи, переводил лирику восточных поэтов. Он также интересовался метеорологией и астрономией, для этого своего увлечения приобрел телескоп. Увлечением Анны Ивановны Масловой было изобразительное искусство, она брала уроки у художника В. Е. Маковского. Однажды в доме Масловых отдыхала Софья Андреевна Толстая с одной из своих дочерей.
Л. С. Меркушова, одна из старожилок деревни Селище, сохранила в памяти рассказы своей матери о жене Николая Ивановича – Вере Евграфовне Масловой. Она была дочерью художника, очень образованной женщиной, имеющей некоторые познания в медицине, поэтому к ней шли крестьяне из ближайших деревень (ЖарыБяково и других) за помощью. Она снабжала их целебными травами, необходимыми лекарствами, иногда посещала сама заболевших и оказывала помощь. Как говорили сами крестьяне, была в их господах «пролетарская жилка».
В 1912 году во время страшного пожара, огонь уничтожил почти всю деревню. Николай Иванович, его брат и сестры нашли средства для оказания помощи всем погорельцам.
В число близких друзей семьи Масловых входил художник Владимир Егорович Маковский. В Селище Маковским был написан целый ряд картин, которые заняли видное место в русской жанровой живописи конца XIX века. В частности здесь написано полотно «Семейное дело у мирового судьи» (1884). Художнику позировали селищенские крестьяне. Обстановка тоже была взята с натуры. Кроме того, деревенские жители Селища запечатлены им на полотнах «Разговенье на могиле» (1884), «Застава на пути свадебного поезда» (1888). При работе над картиной «Молебен на святой неделе» художнику позировали сам хозяин усадьбы Маслов и композитор Танеев. С первого Маковский писал образ дьячка, со второго - священника. Имеются два варианта этого полотна, один из которых хранится в Третьяковской галерее, а второй — в музее города Серпухова.
Интересен тот факт, что когда после рождения сына Александра Маковский увлекся изображением детей, то героев для своих картин он тоже подбирал из числа крестьянских ребятишек, а также использовал на своих полотнах селищенские пейзажи. В доме Масловых под руководством В. Е. Маковского и С. И. Танеева издавался рукописный журнал «Захолустье», в котором художник оставил много своих дружеских шаржей и зарисовок.

Коль речь зашла об очень интересном журнале с интересным названием «Захолустье», поговорим о нём чуть более подробно. Союз очень образованных и творческих людей, в том числе С.И.Танеева и В.Е.Маковского, о которых более подробно мы поговорим чуть позже, привёл к тому, что здесь, в Селище, стал издаваться рукописный, в единственном экземпляре, литературно-музыкальный журнал с интересным и ироничным названием «Захолустье». Создание таких журналов было тогда модным в среде интеллигенции, особенно провинциальной.

ЗАХОЛУСТЬЕ - разг. глухое, отдалённое от культурного центра место.

Первым делом вся творчески настроенная компания обзавелась псевдонимами, под которыми фигурировала в журнале:

  • Ф.И.Маслов – Крючкотвор (Эвклид);

  • Н.И.Маслов – полковник Горлопанов;

  • В.И.Маслова – графиня Рисуева;

  • В.Е.Маковский – Немврод Плодовитов;

  • А.И.Алексеева (соседка-помещица) – Маркиза де Фиджи;

  • Н.И.Бонч-Бруевич (гость-студент) – викотн Строекур;

  • Ю.А.Юрасова (родственница Масловых) – баронесса фон Консилиум (очень любила обращаться к врачам).

В журнале друзья повествовали о событиях сельской жизни, забавных приключениях, подшучивая друг над другом. Например, посмеивались над ездой тучного Танеева на велосипеде или верхом. Тексты сопровождались рисунками. Каждый выпуск журнала долго готовили, а потом каждую страничку восторженно читали – «смоковали», а некоторые инсценировали.

Танеев в «Захолустье» выступал как автор юмористических стихотворений и музыкальных приложений, «премий» - большей частью романсов для сольного или ансамблевого исполнения в дружеском кругу:

  • «Луна на небе голубом», на слова Языкова 1876 г.;

  • «Что тебе в имени моём» слова С.И.Танеева 1877 г.;

  • «Находка» слова Гёте 1878 г.;

  • «Вечер у взморья» слова Фета 1879 г. И т.д.

Очень тяготел Танеев к стихотворениям поэтов-классиков в том числе уроженцев Брянщины Фёдора Ивановича Тютчева и Алексея Константиновича Толстого. Некоторые из созданных в Селище опусов в дальнейшем были доработаны Танеевым, приобрели более совершенный, а порой и более строгий вид. Так, «Серенада на отъезд Маркизы де Фиджи» на слова А.К.Толстого (1884 г.) затем стала романсом «Не ветер вея с высоты».

На вечерних селищенских «посиделках» часто звучала и серьёзная музыка. Иногда Сергей Иванович музицировал вместе с В.Е.Маковским – Владимир Егорович солировал на скрипке, Сергей Иванович ему аккомпанировал (Масловы специально для Танеева приобрели фортепиано. Сейчас оно находится в танеевском мемориале Московской консерватории).

Для выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева дом Масловых в Селище стал почти родным: каждый год он проводил здесь летние месяцы. Здесь были созданы все условия не только для прекрасного отдыха, но и царила замечательная творческая атмосфера, способствующая созданию многих чудесных музыкальных произведений Танеева.
В феврале 1917 года, после свержения царского правительства, Масловы добровольно передали в крестьянскую общину своих лошадей, коров, пастбищные луга и пахотные земли. Однако это не спасло их поместье от разорения: во время октябрьского революционного переворота кто-то из местных жителей поджег усадьбу Масловых. Беглая семья нашла приют в доме крестьянина Меркушова. После смерти сына Григория Николай Иванович и Вера Евграфовна уехали за границу, где и умерли. Их тела были перевезены оставшимися родственниками и похоронены в Москве, в родовом захоронении Масловых.


  • биографические сведения о жизни С.И.Танеева с просмотром видеоматериала;

Пришло время познакомиться поближе с гостями владельцев имения Селище. Одним из желанных гостей в Селище был Сергей Иванович Танеев – большой русский музыкант и замечательный человек. Его имя известно и уважаемо, его произведения можно встретить в концертных программах, но его жизнь и творчество до сих пор менее известны, чем они того заслуживают. Познакомил Сергея Ивановича Танеева с Фёдором Ивановичем Масловым – Пётр Ильич Чайковский, однокашник по Петербургскому училищу правоведения и большой друг Фёдора Маслова. Я предлагаю вам посмотреть документальный фильм об этом замечательном человеке, композиторе, учёном.

  • презентация работ учащихся (сообщения: Иоан Дамаскин; В.Е.Маковский)

  • просмотр репродукций художника В.Е.Маковского;

  • выполнение творческого задания учащимися (план выпуска нескольких страниц юбилейного буклета детской школы искусств, посвящённого её 60-летию, по аналогии селищенского журнала «Захолустье»).


      1. Подведение итогов урока.

Ребята, подводя итог сегодняшнего урока, я хочу всех вас поблагодарить за проделанную работу, подготовленные сообщения, за творческую работу по разработке вариантов страничек юбилейного буклета школы. Я думаю, что все вы прочувствовали ту атмосферу, которая была характерна для очагов культуры усадебного типа XIX, начала ХХ века, где поощрялись занятия музыкой, литературой, живописью, театром. На нашей Брянской земле, помимо Селища, в этом отношении выделялись усадьбы Красный Рог Алексея Константиновича Толстого, Овстуг Фёдора Ивановича Тютчева, Хотылёво князей Вячеслава Николаевича и Марии Клавдиевны Тенешевых.

Наш урок окончен, спасибо!