СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по произведению Тургенева "Му-му"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок "открытия" новых знаний. В ходе занятия рассматривался образ Герасима в системе образов произведения в целом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по произведению Тургенева "Му-му"»

Тема: И. С. Тургенев. «Муму». Образ Герасима в системе образов произведения (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна).

Форма проведения: урок «открытия» новых знаний.

Цели: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи:

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приёмы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн, цзацзуань.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма «Муму» режиссёра Валентина Караева, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Методическая литература:

1.Рассказ И. С.Тургенева «Муму».

2.Учебник «Литература, 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

3. О. А. Ерёмина. «Уроки литературы в 5 классе», книга для учителя.


ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационная часть). СЛАЙД 1


- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость.


II. Проверка домашнего задания (задачи: актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД 2, 3, 4.


- На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И. С. Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились?

- Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».


Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.


2. Жизнь Герасима в доме барыни.


3. Герасим находит щенка.


4. Любовь Герасима к Татьяне.


5. Расставание с Татьяной.


6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.


8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.


9. Встреча Муму и барыни.



Проверка. СЛАЙД 5.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус. СЛАЙД 6.

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

ГЛУХОНЕМОЙ

- Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты).

- Как вы думаете, кому будет посвящён наш урок? (Герасиму)

2. Составление кластера.

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на всё это? (Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.



















- Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) СЛАЙД 7.


- На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.


IV. Постановка учебной задачи.

- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нём складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) СЛАЙД 8.

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

СЛАЙД 9.

(Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника).


IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.

-Посмотрите: герой один, а мнений о нём много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.


1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? СЛАЙД 10.

«В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи».

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной).


2. Просмотр мультфильма (2 минуты) СЛАЙД 11.

- Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссёра Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И. Тургенева?

С какой целью режиссёр добавил эпизод с мухой?

(Режиссёр Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей).

- Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?


ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.212. «Благодетельница», Художник Трутовский Константин Александрович.

- Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И. С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.

(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу).

(ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определённых обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество).


3.Портрет Герасима. СЛАЙД 12.

- Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нём?»

«Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».

(«Замечательный» - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2. То же, что примечательный, достойный особого внимания.

«Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.).

- Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 209. (Неуёмный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).

-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? СЛАЙД 13.

(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»).

- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём?

(Старуха - помещица, а Герасим – крепостной).

- Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком, мы узнаем из исторической справки.


4.Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса) СЛАЙД 14.

Крепостные крестьяне – прикреплённые к земле и лично подчинённые одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчёркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.


5. Работа с термином «сравнение».

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 210-211.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле... Переселённый в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…».


СЛАЙД 15. - Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.


КАРТОЧКА

«вырос немой и могучий, как ………….(дерево растёт на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

- Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни).


6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…» СТР.192 СЛАЙД 16.

-Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

«Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

(- он работал за четверых;

- один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли;

- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…)


7. Работа в паре. Анализ рисунков. СЛАЙД 17 + рисунки на доске

- Посмотрите на рисунки ваших одноклассников и иллюстрации известных художников.

- Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?

- Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.


8. Физминутка. СЛАЙД 18,19.

9.Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. СЛАЙД 20.

- И. С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени «Герасимос», означающее «уважаемый», «почтенный») СТР. 211 последний абзац «Со всей остальной челядью…).


«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всем порядок; даже петухи при нём не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».


- Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует своё превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 210 со слов…

«…а что насчёт чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днём проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

 СЛАЙД 21.

- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)

- Что она была за человек?  СТР. 213.

«С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала».

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Ге­расима?

- Что решила причудливая старуха?


10. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. СЛАЙД 22.

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР. 221.


«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошёл к ней, придвинул своё лицо к самому её лицу... Она от страха ещё более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил её за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул её прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на неё, махнул рукой, усмехнулся и пошёл, тяжело ступая, в свою каморку...».


 - Как ведёт себя Герасим после этого случая?


«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошёл от щели».


- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на доро­ге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним призна­кам).


СЛАЙД 23, 24. - Послушайте две народные песни (по одному куплету): «Матушка, что во поле пыльно...» в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и «Ноченька», которую поёт Федор Иванович Шаляпин (оперный певец). - Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.

-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР. 222.


«Прошел ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула её ему на лоб, поправила козырек и сверху её прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить её до заставы и поёел сперва рядом с её телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки».


СЛАЙД 25. - Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

(Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...»).


V. Итог урока. Включение нового знания в систему.

- Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

- Слезами горю не поможешь.

- Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

- Барский гнев да барская милость равно опасны.

- Неволя холопу, а воля господину.


VI. Самостоятельная работа с проверкой. СЛАЙД 26.

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Цзацзуань - оригинальный вид китайской художественной литературы, метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях. Со словом «НЕЛЬЗЯ».

(Нельзя унижать людей, распоряжаться их свободой, жизнью, и т. д.)

VII. Рефлексия деятельности.

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.


- Да, мы все разные. Все имеем право на своё мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И. С. Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.


VIII. Информация о домашнем задании. СЛАЙД 27.


- Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).
ПО ВЫБОРУ: написать синквейн «Образ барыни»; «Образ Татьяны».



























ПРИЛОЖЕНИЕ. СЦЕНКА.

— А что, Гаврила, — заговорила вдруг она, — не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

— Отчего же не женить-с! Можно-с, — ответил Гаврила, — и очень даже будет хорошо-с.

— Да; только кто за него пойдет?

— Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

— Кажется, ему Татьяна нравится?

Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.

— Да!.. пусть посватает Татьяну, — решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, — слышишь?

— Слушаю-с, — произнес Гаврила и удалился.

Дворецкий несколько раз прошелся по комнате.

— Ну, позовите теперь Татьяну, — промолвил он наконец.

Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога.

— Что прикажете, Гаврила Андреич? — проговорила она тихим голосом.

Дворецкий пристально посмотрел на нее.

— Ну, промолвил он, — Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.

— Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? — прибавила она с нерешительностью.

— Капитона, башмачника.

— Слушаю-с.

— Он легкомысленный человек — это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.

— Слушаю-с.

— Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой...

— Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет.

— Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.

— А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли.

— Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала...

— Чего изволите-с?

Дворецкий помолчал и подумал:

«Безответная ты душа!» — Ну, хорошо, — прибавил он, — мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница.

Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла.

«А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, — подумал дворецкий, — я-то из чего растревожился?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!