Тема: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Цели:
Образовательные:
-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера;
-показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»;
-показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера;
-вызвать интерес к его книгам.
Развивающие:
-развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, о способах создания комического;
-развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи;
-совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизировать мыслительную деятельности учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету;
-продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-презентация
-книжная выставка произведений Ф.Искандера;
-репродукции видов Абхазии;
-сюжетные рисунки детей;
-портрет Ф. Искандера;
- текст рассказа, фонохрестоматия;
-иллюстрации к мифам о Геракле;
-раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Работа над темой урока:
1.Знакомство с биографией Искандера. (Слово учителя):
Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим.Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.
Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.
Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
2.Чтение и обсуждение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер».
После прочтения статьи учащиеся совместно с учителем выполняют небольшую тестовую работу.(у каждого ученика на парте карточка)
Вопросы | Пункты плана |
Какое образование получил Ф. Искандер? | Детство и годы учёбы писателя |
Как началась его писательская деятельность? | Первые книги Ф.Искандера |
Какова главная тема книг Ф.Искандера о подростках? | Мир подростка в книгах Ф.Искандера. |
Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым? | Взрослые рассказы о подростках. |
3.Работа над текстом рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».
-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».Как вы понимаете эту фразу? (Это значит ,что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Индивидуальная работа
. Ученикам на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.
Задание1. Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент. Каким был учитель Харлампий Диогенович? Какие его черты вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете? Выпишите из фрагмента слова и выражения,характеризующие учителя.
Задание 2. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Он вынул чётки и задумчиво перебирал жёлтые бусины…» до конца рассказа. Как чувствует себя герой у доски? Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Какими способами автор вызывает у читателей смех?
Задание3. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Но вот распахнулась дверь…» до слов «…из класса вышел дух больничной свободы». Озаглавьте этот фрагмент. В чём комичность описанной ситуации? Какими спосбами выражается во фрагменте авторская позиция? В чём проявляется авторский юмор по отношению к рассказчику?
4.Беседа.
Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).
В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).
Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).
Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).
Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы ознакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он многому учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим.
-Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ?
6. Домашнее задание:
Составить письменную характеристику учителя.