КОНСПЕКТ УРОКА
В Первом КЛАССЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
на тему: «Овощи: помидор».
Составила:
учитель начальных классов
Кошкарова Людмила Ивановна
г.Шумерля
2015 г.
Урок развития устной речи в 1 классе.
Тема: Овощи: помидор.
Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах на основе знакомства со свойствами помидора.
Задачи:
образовательные - формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.
Коррекционно – развивающие - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
Воспитательные - воспитание мотивации к учению.
Здоровьесберегающие – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; картинки помидора, трафареты геометрических фигур, цветные полоски каждому ученику.Свежие овощи или муляжи: помидор, огурец, морковь, картошка, лук, свекла. Презентация к уроку.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.
2.Введение в тему.
а) Работа с загадками.
- Сегодня для вас приготовила интересные загадки. Отгадайте загадки, выберите отгадку на столе.
1.На кадке длинный
и зелёный,
а в кадке жёлтый
и солёный (огурцы)
2. Растёт она не вверх, а вниз,
А цвета рыжего, как лис.
Она сочна, длинна, тверда,
Её грызем мы иногда. ( морковь)
3. Не от стыда я покраснел
Смотри, я сочен, сладок, спел.
Меня в салат теперь порежь,
и в борщ добавь и просто съешь (помидор)
4.Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!” (картошка)
5. Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься (лук)
6. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? (свекла)
7.Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …..(капуста)
8.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом (редиска)
9. Маленький,
Горький, луку брат (чеснок)
( Отгадывают загадку, затем овощ выбирают среди овощей на столе.)
- Как назвать одним словом, что это? (Овощи)
- Где растут овощи? ( На грядке, в огороде)
б) Игра «Волшебный мешочек»: достать и угадать на ощупь овощи.
( помидор, огурец, картошку, лук)
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем об овощах и более подробно рассмотрим один из овощей. Слушаем внимательно, какой овощ я произнесу несколько раз: помидор, огурец капуста, помидор, лук, помидор. (Помидор)
- Тема урока – помидор, рассмотрим форму, цвет, попробуем на вкус.
4.Изучение нового материала.
а) Анализ и описание предмета.
- Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые похож помидор (В классе разложены шаблоны фигур, дети ходят по классу и выбирают, похожие на помидор, фигуры (круг и овал).
- Проверим, на какую же фигуру похож помидор. (Ответы детей)
( учитель прикрепляет к доске картинку помидора и под ней шаблон круга, затем овала).
б) Уточнение цвета.
- Среди цветных полосок на парте выберите ту, какого цвета помидор.
(показывают и объясняют, красный, желтый, зеленый)
Учитель прикрепляет на доску цвет помидора: полоски зеленого, красного, желтого цвета.
- Какого цвета помидор? (зеленый, красный, желтый помидор)
Дети отвечают: помидор зеленого цвета и т.д.
- Какого цвета помидор нельзя кушать? (зеленого)
5. Физкультминутка.
Между грядками шагаю, (Дети шагают на месте, высоко поднимают ноги -
Ноги выше поднимаю. на первые 3 строчки)
В огороде много гряд.
Здесь капуста и салат, (На 4 -6 строчки – наклоны вправо и влево)
Тут и свекла, помидор,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород (на последние 2 строки – бег на месте)
Нас прокормит круглый год.
в) Уточнение вкуса:
- А сейчас попробуем помидор. Но прежде чем кушать, его нужно вымыть, я это сделала заранее.
- Какой на вкус помидор? (Сладкий, сочный, кислый)
г) Упражнение в составлении описания помидора.
Учитель задает вопрос, указывая указкой на соответствующую схему.
- Что это? ( Это помидор.)
- Какой формы? (Помидор круглый, овальный)
- Какого цвета? (Помидор красного цвета, желтого, зеленого.)
- Какой на вкус? (Помидор сладкий, кислый, сочный)
7. Продолжение этапа изучения нового материала.
Рассказ учителя о помидоре.
- Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена. Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду. Потом, в мае, когда становиться тепло, высаживаем в теплицу, на грядку.
Появляются зеленые помидоры), потом они зреют, становятся желтыми, красными. Мы идем и срываем помидор.
8. Закрепление.
а) Составление совместного с учителем описания помидора с опорой на схему.
Помидор красного цвета, он круглый, сладкий, спелый, маленький, растет на огороде. Из помидоров делают томатный сок и салаты.
б) Учитель предлагает ученикам найти трафарет помидора среди других трафаретов, лежащих к него на столе. Выбрать трафарет помидора, наклеить его в тетрадь и раскрасить.
9. Итог урока.
- С каким овощем мы сегодня познакомились?
- Какого цвета?
- какой формы?
- Где помидор растет?