СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому : "Члены предложения" УМК ГАРМОНИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему : Члены предложения 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому : "Члены предложения" УМК ГАРМОНИЯ»

Тема урока: «Как слова – части речи – становятся членами предложения».


Цель:знакомство с понятием– члены предложения (главные и второстепенные).

Задачи урока:

образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения;

развивающая:развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность;

воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.

Формы обучения:

  • Коллективная (фронтальная)

  • Индивидуальная

  • Групповая (пары, четверки)


Учитель: Злодарева И.С.












Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные,

объяснительно-иллюстративные.




II. Каллиграфическая минутка.

Задачи: напомнить о важности аккуратной работы в тетради, о правильной посадке.

Цель для учащихся:

повторить написание букв.


ІІI. Словарная работа.

Цель для учителя: организовать работу по повторению правописания словарных слов.



ІV. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя:

организовать работу по повторению знаний о предложении.

Цель для учащихся:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.














V. Постановка темы, целей.

Цель: организовать формулировку темы, цели урока.

Цель для обучающихся: сформулировать тему и цель урока.

Задача: принять активное участие в формулировке темы и цели урока.


VІ. Физкультурная пауза.

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища.

Цель для учителя:

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.


VIІ. Работа над новым материалом.

Цель для учителя: учить определять члены предложения, по совместно составленному алгоритму.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися нового материала.

Цель для обучающихся: научиться определять члены предложения.

Задача: применять алгоритм.

Методы: побуждающий к проблемной ситуации диалог, наглядный метод (презентация), практический (работа с карточками)

Мотивация: стимулирование учебной деятельности через использование ИКТ,

похвалу.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся:

«высокий» - обучающиеся активны, поднятием руки выражают желание отвечать, обозначить свою позицию, добавить, активно включаются в работу, анализируют информацию, вопросы в процессе деятельности;

«средний» - обучающиеся активны время от времени, отвечают на вопрос по просьбе учителя, не спешат высказать свою позицию, во всём соглашаются с одноклассниками;

«низкий» - обучающиеся не проявляют активности, спорные вопросы не вызывают интереса.



Физкультурная пауза.

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища.

Цель для учителя:

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.


VIIІ. Закрепление изученного материала.

Цели: организовать

применение нового знания; выполнение самостоятельной работы; фронтальную проверку, самопроверку;

самооценку по алгоритму.

Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация учителя),

практический (работа с раздаточным материалом).




Дифференцированное задание.

Цель для учащихся:

уметь ориентироваться в своей системе знаний

Работа в группе.

Цель для учащихся:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; распределять роли в группе, взаимно контролировать действия друг друга.







X. Итог урока.

Цель для учителя: оценить уровень сформированности умений.

Задачи: вспомнить, какую тему и цель сформулировали в начале урока; обсудить удалось ли достичь цели урока; определить тему будущих уроков.

Цель для обучающихся: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Задачи: сделать свое заключение успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы: практический.

Мотивация: поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

Похвала учителя.


XІ. Домашнее задание.

Цель для учителя: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задача: дать домашнее задание.

Цель для обучающихся: используя новый алгоритм, сделать домашнюю работу.

Задача: написать в тетради домашнее упражнение.

Методы: наглядный (презентация), практический.

- Звенит звонок, начинается урок. Я вам желаю успехов в изучении нового материала. Слайд 1

Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Что для этого нужно? Внимание, старание.

-Чему мы учимся на уроках русского языка? Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык.

-Для чего мы этому учимся?

- Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

Оформление тетради.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Незнайка. Слайд 2.

- А учиться вместе с нами будет ваш любимый сказочный герой. Узнайте его.

Он, конечно, самый главный.

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.








II. Каллиграфическая минутка.

- Определите для себя цель минутки чистописания, зачем нам это нужно? Повторяю написание букв, учусь писать правильно.


- На что надо обратить внимание? На расстояние между элементами, наклон




ІІI. Словарная работа.

- Помоги Незнайке записать по памяти 3 словарных слова на букву «п».

Проверка по словарю.







ІV. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение знаний о предложении. Слайд 3

- Прочитайте записанное на слайде, какие группы слов нельзя назвать «предложением».

Снег лежать тепло весна.       

Снежки зима играть погода.         

Наша семья очень дружная.

-Почему первая и вторая записи не предложение? Докажите.


Вывод: Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В предложении выражается законченная мысль. Слова в предложении всегда стоят в определенном порядке. В предложении выражается законченная мысль.


Слайд 4


-Прочитайте еще раз наше предложение. О чем в нем говорится? (О семье).

-Когда-то папа и мама объединились и создали семью. Каждый из них стал равноправным членом семьи. Потом появился новый член семьи – это ты, который стал зависеть от мамы или папы. С тех пор так и осталось: кто – мамой, кто – папой, кто – сыном или дочкой. Но одновременно каждый из вас – член семьи. Похоже ведут себя и слова.

- Что еще мы знаем о предложении?

- Надпишите, из каких частей речи состоит наше предложение.

- На какие группы можно разделить эти части речи?

Сделайте вывод.

Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения.

      Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речион выражен.

V. Постановка темы, целей. Слайд 5.

- Сегодня мы откроем ещё одну тайну русского языка.

- Тема нашего урока: «Как слова – части речи становятся членами предложения».



- Какие цели поставим на урок? Чему мы можем научиться на этом уроке?



VІ. Физкультурная пауза. Слайд 6.

- Незнайка предлагает отдохнуть перед работой.

- Называю самостоятельные части речи – прыжки, служебные – приседания.

Парк, веселый, на, играть, для, ветер, и, не, мчались, бы, ли, чудесная.

 



 

Создание проблемной ситуации.

- Проведем исследование. Для этого прочитайте слова из упражнения 411 и решите: 


1) являются ли они частями речи,  

2) являются ли они членами предложения?

Слайд 11.

Снежинки, пуш*стый, , ле*кие, хлоп?ями, земля, на, опускались



- Можно ли эти слова сделать членами предложения? Как? Можно. Нужно из слов составить предложение.


Легкие снежинки пушистыми хлопьями опускались на землю.

- Запишите в тетради предложение. 1уч. у доски.

- Укажите части речи. Работа в парах.

- Сколько же частей речи использовано для составления предложения? (7ч. р.)

- Сколько слов относится к группе самостоятельных частей речи? (6)

- Сколько слов относится к группе служебных частей речи? (1)

- А теперь давайте подумаем, все ли слова, записанные в предложении, стали его самостоятельными членами. (Выслушиваются мнения детей).

- Где мы можем проверить, верны ли наши рассуждения?

- Ознакомимся с научными сведениями: упражнение 412, с. 27.


Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными членами его не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению.



- Вспомните, сколько частей речи в составленном вами предложении? (7)

- А теперь сосчитайте, сколько же членов в этом предложении? (6)

- Почему их меньше, чем всего слов? Сделайте вывод.



Составление алгоритма или памятки.

- А что поможет вам вспомнить правило и воспользоваться им в нужный момент? (Алгоритм или памятка)

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим, чтобы правильно определить количество членов предложения?

Алгоритм.









VIIІ. Закрепление изученного материала.

- Прочно ли вы усвоили тему? Достаточно ли одного упражнения? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить новый материал?






1. Самостоятельная работа.

Запись на карточках:.

- Прочитайте. Из какого произведения строчки? Кто автор?

1. Спишите предложения. Укажите цифрами в каждом предложении количество слов и членов предложения.

: Слайд 7.


Шляпа лежала на комоде. (слов -__, чл. пр. - __ )

Котёнок Васька сидел на полу. (слов -__, чл. пр. - __ )

Володя и Вадик раскрашивали картинки. (слов -__, чл. пр. - __ )


-Все ли слова являются частями речи? 

-А все ли являются членами предложения?

-Спишите предложения. Укажите цифрами в каждом предложении количество слов и членов предложения, пользуясь памяткой.



Работа в парах.Разобрать предложения по членам. Определить, какой частью речи выражены члены предложения. (Задание дети выполняют на карточках).

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В нем была вода на дне. Стала галка кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка напилась.  





X. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

1) - Что нового узнали?

- Что запомнилось, показалось интересным?







2)Рефлексия. Слайд 9.

Оцените свою работу на уроке, нарисуйте в тетради смайлик, который соответствует вашим знаниям.

- Кто считает, что он все понял и может объяснить другому, нарисует в тетради смайлик

(зелёный кружок).

Кто все понял, но при этом испытывал некоторые затруднения, нарисует (жёлтый кружок).

Кому надо поработать еще, нарисует (красный кружок).


3) Оценивание ответов учащихся товарищами, учителем.

- Чья работа на уроке понравилась? Кто хорошо работал? Оцените товарища.

Выставление оценок.






Слайд 10.

XІ. Домашнее задание. Уч. с.27, правило, упр.413 (всем по заданию) - записать 2-3 предложения на тему «Весело зимой», указать количество членов предложения и слов; по выбору: упр.414 (кто хочет преодолеть трудность).

- Выполнить задание вам поможет памятка.

- Какие вопросы по заданию?


- Незнайка благодарит вас за помощь.


Слайд 11.

- Вы хорошо потрудились, мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок!







Внимание, старание.


Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык.


Незнайка.












Пп пт пр пл пя









Например: пенал, пальто, падать.










Наша семья очень дружная.(Повеств., невоскл.)









Виды по цели высказывания и по интонации; знаки препинания в конце.

Служебные и самостоятельные.

Вывод: все части речи можно разделить на две группы: самостоятельные - имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, местоимения и служебные - предлоги, союзы, частицы.






Цели: - узнать, какие слова называются членами предложения;

- научиться отличать части речи от членов предложения.







Чтение сообщения –упражнение 410, с. 26.

Ответ. Эти слова являются частями речи, но не являются членами предложения, так как самого предложения нет, а есть только группа слов.

.



Работа в парах.

Легкие снежинки знакомились в воздухе и пушистыми хлопьями опускались на землю.















Вывод: членов предложения меньше, чем слов, потому что предлог на, не являются отдельными членами предложения.



Алгоритм.

1. Определяю в предложении части речи.

2. Если самостоятельная часть речи, то является членом предложения.

3. Если служебная часть речи, то не является членом предложения.



Тренировка, время.







. Слайд 7. Самооценка.

С - … на полях.







Да.

Нет, только самостоятельные части речи.


Проверка: фронтально.










- Сегодня я узнал …

- Для меня самым трудным было …

- Для меня самым интересным было …


Оценивают свою работу на уроке, рисуют в тетради смайлик.












Домашнее задание. 

Уч. с.27, правило, упр.413 (всем по заданию) - записать 2-3 предложения на тему «Весело зимой», указать количество членов предложения и слов; по выбору: упр.414 (кто хочет преодолеть трудность).



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!