08.12.14. Урок русского языка
Цели урока: развитие умений находить слова с данной орфограммой-буквой , писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова и графически обозначать орфограмму;
Развитие умения работать в парах, проводить взаимопроверку и оценивание.
1. Орг. момент..
Психологический настрой на работу:
как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Учащиеся говорят хором:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.
Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.
Подписываем в тетрадях число, классная работа 8 декабря.
Классная работа
2. Постановка целей урока.
- Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано ученикам 2 «А» класса Гимназии №21», то есть вам.
Вскрываю конверт и достаю письмо.
«Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова, в конце слова
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
- Ну как, берёмся за это дело?
- Кто запомнил приметы нарушителей :
1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;
2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова, в конце слова.
Дети. Это парные согласные.
Учитель. Правильно, именно о них пойдёт речь.
1. Работа в группах
Посмотрите на столе лежат фотографии букв. Отберите нарушителей, согласно приметам
Какие буквы выбрали? Почему?
Остальные не выбрали? Почему? 1
3. Чистописание. 2
Какую букву мы будем сегодня писать?
- походит ли оно под описание нарушителя?
2.Давайте запишем его красиво, чтоб он не убежал от нас.
Кто же у него напарник? Парный звук?
Гг
Давайте запишем все парные согласные.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.
Давайте вспомним правило проверки безударных гласных стр 125
4. Словарная работа (один ученик у доски) 3
- Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И запахи роз. (мороз)
- За кудрявый хохолок лису из норки поволок. на ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)
- Дневной приём пищи. (обед)
- Крупный населённый пункт, место большого поселения людей. (город)
- Летом наедается, зимой отсыпается. (медведь)
- Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
- То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
- Участок земли около дома для выращивания овощей. (огород)
-Круглый, круглый. Сладкий сладкий, а разрежешь посмотри-красный, красный он внутри (арбуз)
Проверка слов, выделение орфограмм.
Что общего в этих словах? Можно ли проверить эти парные согласные?
Какое слово оказалось «лишним»? (сапоги) Почему?
Какие бывают сапоги?
Когда так говорят: «Два сапога – пара», «Сапог каши просит»?
5) Работа по теме урока.
- Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить?
Работа в парах. 4
(Анализ и синтез. Проблемная ситуация)
I группа II группа
сказка ошибочка
шубка мыши
снежки дождливый
холод голуби
рукав леса
враг огородный
– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
Как проверить согласный в слабой позиции?
Работа в парах. Дети получают карточку № 1. В тетради 5
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. –
Проверка. По карточке
6) Физминутка.
Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук –нужно присесть. Если слово начинается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши.
Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед, шило, фонарь, голубь, парта.
7) Продолжение работы по теме урока.
Упражнение 347 стр 127 6
По вариантам
А к компьютеру пойдет ______выполнит тест
8) Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Взаимопроверка.
9) Итог урока.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему их называют парными?
- Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
10) Рефлексия.
?- О каких звуках мы сегодня говорили?
?Почему их называют парными?
-?Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
Рабочая карта ученика _____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА. Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй Зуб на зубы Лёд на льды, Будешь грамотным и ты! задание №1. _____________ задание №2.______________ задание №3. _____________ задание №4.______________ задание №5.______________ задание№6_______________ задание№7_______________ __________________________ | Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА. Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй Зуб на зубы Лёд на льды, Будешь грамотным и ты! задание №1. _____________ задание №2.______________ задание №3. _____________ задание №4.______________ задание №5.______________ задание№6_______________ задание№7_______________ _________________________ |
Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА. Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй Зуб на зубы Лёд на льды, Будешь грамотным и ты! задание №1. _____________ задание №2.______________ задание №3. _____________ задание №4.______________ задание №5.______________ задание№6_______________ задание№7_______________ _________________________ | Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА. Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй Зуб на зубы Лёд на льды, Будешь грамотным и ты! задание №1. _____________ задание №2.______________ задание №3. _____________ задание №4.______________ задание №5.______________ задание№6_______________ задание№7_______________ _________________________ |
Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
Тест по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Тест проверяет знания учащихся о парных согласных; умение использовать правило проверки парных согласных..
Конец формы
Начало формы
Вопрос № 1
В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
чтобы на гласный падало ударение
чтобы после согласного стоял гласный
чтобы на согласный падало ударение
Вопрос №
3
В каком ряду слово требует проверки:
крыжовник
кружки
пружина
Вопрос № 4
В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
ложка – ложечка
прыжок – прыжки
клюв – клювик
Вопрос № 5
В каком ряду допущена ошибка:
посатка, палатка, лопатка
сугроб, коробка, пробка
кровь, травка, булавка
Вопрос № 6
Каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне?
После парного согласного должен идти согласный.
После парного согласного должен идти ударный гласный.
После парного согласного должен идти гласный.
Вопрос № 7
Укажи слово с буквой в.
жира...
рука...
шар...
Вопрос № 8
Укажи слов с буквой б.
подко...
скри...ка
сугро...
Вопрос № 9
Отметь слово, на конце которого буквы не соответствуют звукам.
этаж
стол
сноп
Вопрос № 10
Отметь слово, в котором нужно писать букву з.
автобу...
моро...
голо...
Вопрос № 11
Отметь слово, в котором нужно писать букву п.
сугро...
шу...ка
су...
Вопрос № 12
Отметь слово, в котором нужно писать букву ж.
руба...ка
малы...
сторо...
Вопрос № 13
Отметь слово, в котором нужно писать букву т.
бра...
холо...
похо...
Вопрос № 14
Отметьте проверочное слово к слову травка.
травкой
травинка
много трав
Вопрос № 15
В каком слове правописание парных согласных НЕ нужно проверять?
призыв
город
лодочка
Вопрос № 16
В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле...ка, моне...ка, сосе...
горо..., яго...ка, прово...
салю..., верблю..., гу...ки
Вопрос № 17
Правописание какой согласной на конце слова НЕ нужно проверять?
т
д
л
Вопрос № 18
В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
эта..., муравьи...ки, бабу...ка
ло...ка, подру...ка, мы...ка
гребе...ки, речу...ка, пе...ком
Вопрос № 19
В какой строке все слова пишутся с буквой к?
индю..., кула..., фла...
зоопар..., переуло..., хомя...
лю..., носоро..., кроли...
Вопрос № 20
Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных?
изменить слово
подобрать проверочное слово
подобрать однокоренное слово
Тест по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Тест проверяет знания учащихся о парных согласных; умение использовать правило проверки парных согласных..
Конец формы
Начало формы
Вопрос № 1
В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
чтобы на гласный падало ударение
чтобы после согласного стоял гласный
чтобы на согласный падало ударение
Вопрос № 2
В каком ряду допущена ошибка:
б' б – п' п
з' з – с' с
ж' ж – ш' ш
Вопрос № 3
В каком ряду слово требует проверки:
крыжовник
кружки
пружина
Вопрос № 4
В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
ложка – ложечка
прыжок – прыжки
клюв – клювик
Вопрос № 5
В каком ряду допущена ошибка:
посатка, палатка, лопатка
сугроб, коробка, пробка
кровь, травка, булавка
Вопрос № 6
Каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне?
После парного согласного должен идти согласный.
После парного согласного должен идти ударный гласный.
После парного согласного должен идти гласный.
Вопрос № 7
Укажи слово с буквой в.
жира...
рука...
шар...
Вопрос № 8
Укажи слов с буквой б.
подко...
скри...ка
сугро...
Вопрос № 9
Отметь слово, на конце которого буквы не соответствуют звукам.
этаж
стол
сноп
Вопрос № 10
Отметь слово, в котором нужно писать букву з.
автобу...
моро...
голо...
Вопрос № 11
Отметь слово, в котором нужно писать букву п.
сугро...
шу...ка
су...
Вопрос № 12
Отметь слово, в котором нужно писать букву ж.
руба...ка
малы...
сторо...
Вопрос № 13
Отметь слово, в котором нужно писать букву т.
бра...
холо...
похо...
Вопрос № 14
Отметьте проверочное слово к слову травка.
травкой
травинка
много трав
Вопрос № 15
В каком слове правописание парных согласных НЕ нужно проверять?
призыв
город
лодочка
Вопрос № 16
В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле...ка, моне...ка, сосе...
горо..., яго...ка, прово...
салю..., верблю..., гу...ки
Вопрос № 17
Правописание какой согласной на конце слова НЕ нужно проверять?
т
д
л
Вопрос № 18
В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
эта..., муравьи...ки, бабу...ка
ло...ка, подру...ка, мы...ка
гребе...ки, речу...ка, пе...ком
Вопрос № 19
В какой строке все слова пишутся с буквой к?
индю..., кула..., фла...
зоопар..., переуло..., хомя...
лю..., носоро..., кроли...
Вопрос № 20
Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных?
изменить слово
подобрать проверочное слово
подобрать однокоренное слово
Конец формы
сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг |
сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг |
сказка шубка снежки холод рукав враг | сказка шубка снежки холод рукав враг | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды |
ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды |
ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды | ошибочка мыши дождливый голуби леса огороды |
| | | |
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – |
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – |
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – |
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – | Вставь нужную букву, запиши проверочное слово. Гри….. – Шка… - Утю…. – Гла… - Голу…ь - Пиро.. – |
Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. | Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. |
Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. | Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. |
Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. | Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. |
Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. | Самостоятельная работа. 7 Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст. Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. |