РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № ____ 5 класс Дата _________
ТЕМА. Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК-
Цель урока:
ознакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных
-ек- и –ик-; учить правильно писать гласные в суффиксах существительных
-ек- и -ик; систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя существительное»;различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-;
развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль;
способствовать воспитанию бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи, взаимоуважению.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Метапредметные:
регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;
коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.
Предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.
Оборудование: презентация урока; фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»; раздаточный материал: тесты, тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.
Сценарий урока
1. Мотивационный этап.
Русский язык – это огромная страна, давайте посмотрим, насколько хорошо мы эту страну знаем. Опираясь на карту, расскажите о любой стране Русского языка и её жителях (почему страна так называется, какая в ней столица, кто в ней живет и т.д.)
- Какую страну нам только предстоит изучить? (стилистику)
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (Я говорю вам фразу, а вы решаете, верно ли данное утверждение - да –нет)
1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета. (нет)
2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?(да)
3. Имена существительные изменяется по родам.(нет)
4. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.(нет)
5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.(нет)
6. Существительные ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.(да)
2.2. Проверка домашнего задания.
- С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке (ЧИК, ЩИК).
Приведите примеры слов с этими суффиксами из домашнего задания.
2.3 Тестовые задания. Проверим ваше умение применять данное правило на практике. У вас на столах листы с тестовыми заданиями по вариантам. Выполняете работу. (приложение)
3. Выявление затруднения.
На доске: извоз…ик, рассказ…ик, груз…ик, бетон…ик, зубоч…к, ковш…к.
Вставьте буквы, аргументируйте свой выбор. Какие слова вызвали трудности? Почему?
4. Разработка проекта, плана выхода из создавшегося затруднения.
- Определите самостоятельно тему нашего урока.
- Какие цели мы можем поставить для себя на уроке? (узнать правило правописания суффиксов; уметь применять новое правило на практике; уметь отличать эти суффиксы от других)
- В какой стране живут суффиксы –ек и –ик?
- Но мы должны уметь отличать разные суффиксы: -чик- и –ик.
(запись числа и темы в тетради).
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
5.1. Определите слова, в которых есть суффикс –ЧИК-:
Баклажанчик, помидорчик, перчик, огурчик.
5.2. Запишите следующие слова в столбик. Рядом запишите эти же слова в форме Род. падежа ед. числа
Гвоздик – гвоздика Карманчик - карманчика
Ящичек – ящичка Звоночек – звоночка.
- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
5.3. Предлагаю просмотреть мультфильм, но без звука, после чего, я думаю, вы сами объясните мне, когда пишем суффикс – ек, а когда суффикс – ик. (просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
- Как же выбрать верный суффикс в слове? (обучающиеся делают вывод).
5.4. Составим опорный конспект, алгоритм, который поможет нам в выборе правильной гласной в суффиксе.
Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК
ЕСЛИ
при склонении слова гласная буква
ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ
ЕК ИК
Замочек – замочка ключик – ключика
Сыночек – сыночка шалашик - шалашика
6. Первичное закрепление.
6.1. Пользуясь алгоритмом, объясните выбор гласной в суффиксе слов
бараш…к, кот…к,
6.2. Работа в парах. Вставьте буквы: зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к. Проверка.
ФИЗМИНУТКА
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
7.1. Самостоятельная работа. Вставьте буквы: Нос...к, носоч...к, зайч...к, мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. (Слайд 14)
7.2. «ЛОВИ ОШИБКУ».
Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик.
8. Включение в систему знаний.
Распределительный диктант (фотодиктант):
-чик | -ик- | -ек |
пингвинчик | бегемотик | львёночек |
попугайчик | ёжик | тигрёночек |
крокодильчик | слоник | зайчоночек |
9. Рефлексия. Оценивание.
- Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
10. Домашнее задание: составить предложения или текст ( по выбору), используя слова с суффиксами –ек-, -ик-. Для сильных– составить кроссворд или написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»
1вариант
1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик,
4) объезд…ик
2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик,
4) спор…ик
3. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик,
2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
4. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик,
3) изво…чик, 4) прика…чик
5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»
2 вариант
1. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик,
3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
2. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик,
3) автомат…ик, 4) обман…ик
3. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик,
2) кровел…щик, 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
4. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик,
3) прока…чик, 4) лё…чица
5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик;
2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
Правописание существительных с суффиксом -ЕК-/-ИК
Работа в парах.
Вставьте буквы.
Зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к.
Самостоятельная работа.
Вставьте буквы: нос...к, носоч...к, зайч...к, мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к.
«ЛОВИ ОШИБКУ».
Запишите слова, исправив ошибки.
Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик.