РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № ____ 5 класс Дата _________
ТЕМА. Типы речи (описание).
Цель урока:
познакомить обучающихся с описанием как типом речи, его композиционной схемой; формировать умение создавать собственные тексты описания;
развивать способности различать тексты разных типов речи, обогащение активного и потенциального словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики русского языка;
способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человек, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи.
Предметные: представление об основных типах речи в русском языке; усвоение правил использования описания в устной и письменной речи.
Тип урока: урок текстоведения.
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка, творческая работа.
Оборудование: раздаточный материал: тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.
Сценарий урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Скажите, пожалуйста:
- Какие типы речи вы знаете?
- Какой практический приём позволяет различать типы речи? (Постановка вопроса. При описании – какой? рассуждение – почему?
- О чем говорится в описании? (Об одновременных признаках)
- О чём говорится в повествовании? (О последовательных действиях)
- О чём в рассуждении? (О причинах свойств или явлений)
- А можем ли мы обойтись одним из типов речи в нашей жизни? Почему?
II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.
Проверка домашнего задания.
Подготовительная работа.
- Давайте прочитаем небольшой текст о нашем любимом времени года.
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!
- Эти предложения можно назвать текстом? (да)
- Докажите, что перед нами текст. (Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически).
- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?
- Каждый текст имеет свою тему, определим ее. (Описание лета)
- К какому типу речи относится текст? (описание)
- Почему? (описываются признаки явления).
Определение темы и целей урока.
- Давайте определим тему нашего урока, цели: типы речи (описание). (ответы обучающихся).
- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.
IV. Объяснение нового материла
-Текст – описание строится по своим законам.
- Как построено описание?
Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.
1 часть – Ясный летний день. (предмет)
2 часть – Описание (признаки)
3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)
Обучающиеся записывают в рабочие тетради композицию текста описания.
- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?
- К каким частям речи относятся эти слова?
Ответ: прилагательные и наречия.
-Выпишите (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
- О каком времени года теперь идет речь?
Ответ: о зиме
- Верно, теперь это описание зимы.
- Что мы с вами описывали? А что еще можно описать? Дайте определение описанию как типу речи. (Описание – перечень признаков предмета или явления. Можно описать памятники, человека, метель, осень, комнату и т. п.).

V. Первичное закрепление знаний.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения стр.137. Определите стиль текстов.
VI. Включение нового знания в систему знаний (дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений)
4.1 Словарная работа: современный, портфель.
Выполнение упражнения 301.
4.2 Ученикам 5 класса предложили дать описание клубники. Перед вами 2 сочинения. Кто из авторов, по вашему мнению, правильно понял и выполнил задание, а кто с заданием не справился? Почему?
В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягодки. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.
Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягодка не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво!
- Какой стиль речи использовали ученики при описании клубники? (художественный)
- А какие языковые средства употребили? (эпитеты (красивая клубника), сравнения (дольки, как у мандарина, словно маленькое красное яблочко), метафоры(зелёный воротничок).
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
Итак, ребята, что мы можем сказать об описании? Давайте повторим, чем отличается художественное описание от делового? (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки). А художественное описание животного обычно подчинено определённой мысли и раскрывает её с помощью использование различных языковых средств. Такими языковыми средствами в худ.описании часто бывают эпитеты. Обычно являющиеся именами прилагательными).
- в каком типе речи говорится о последовательных действиях? (повествование)
- в каком типе речи говорится об одновременных признаках? (описание).
Составление синквейна «Время года»
VIII. Домашнее задание: упр.302.
3