СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 9 класса для татарских школ на тему "Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по  русскому  языку    для  9 класса татарских  школ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 9 класса для татарских школ на тему "Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными"»

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных , средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3)

А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).



3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  • Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)

  • Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)

  • Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)

  • Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)

  • Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)



- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  • Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)



- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

- Какие ещё обстоятельства бывают? ( Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)



Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. ( Запись темы в тетради )(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? ( По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

- Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  • в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

  • во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

  • Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)

  • Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)

  • Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)

  • Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)

  • Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)

  • Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)

  • Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)

  • Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)

  • Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)

  • Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

- А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)





V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?



Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок .



VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.