СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект по русскому языку "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное" для 4 класса программы "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное" 4 класс»

Масенцова Татьяна Александровна учитель начальных классов МОУ СШ № 13 г. Волжский



Конспект урока по русскому языку в 4 классе


Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

Цели:

– овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.


Этапы урока

Ход урока


Ι. Орг. момент








Актуализация знаний.


- Девиз сегодняшнего урока

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

– Напишите дату, «Классная работа».(у детей специально подготовленные листы)

Словарная работа.

1. - Прочитайте слова, скажите, что их объединяет? (словарные слова)

- Итак 1 этап "Словарная работа". Вставьте пропущенные буквы. (один человек у доски). Проверка. Оцените себя.

Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределенной форме.

С__ч__нение – сочинять

Ж__лтый – ж..лтеть

св__ркающий -сверкать

Ф__нтазия – фантазировать

Р..шение – решать.

Расскажите, что вы знаете о глаголе по плану.

Глагол – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Как изменяются глаголы...

2. Образуйте все формы времени от глаголов: (устно)

I вариант – фантазировать.

II вариант – решить

Оценивание

– Почему от глагола фантазировать вы смогли образовать три формы времени, а от глагола решить – только две формы? (Вопрос что сделать?)

Глаголы бывают … спряжения.

Спряжение глаголов – это….

Спряжение – это… признак глагола.

– У какого глагола легко можно определить спряжение? (Решит – II спр.) Почему? (Личное окончание ударное – под ударением звук [и], буква и.)

3. Работа с сигнальными карточками. Определите спряжение глаголов

Молчит, отвезёт, гребём, навестит, говорим, льёт, кричат, летишь, трещите, уйдём

Кроме словарной какую работу мы еще с вами проделали? (повторили знания о глаголе)

Эти знания вам пригодятся на следующих этапах урока.

II. Формулирование проблемы.












Постановка проблемы.

Чтение фрагмента с проблемной ситуацией

Оля с Игорем загадали другу Пете загадку про двухколесный велосипед. Пете загадка понравилась, и он решил её записать, чтобы загадать младшему брату. Запись получилась такая:


Сам не ед__, не идёт,

Не поддерж__шь - упадёт.

Если ноги пуст__шь в ход,

Он помчит тебя вперёд.


- В словах какой части речи встречаются пропуски? В какой части слова?

- А почему Петя не пропустил буквы гласных в окончаниях глаголов идёт, упадёт, помчит? (ударные окончания)

- В чём же причина затруднения?

(Не хватает знаний)

- Каких знаний нам не хватает?

(Как определить спряжение глагола, если окончание безударное)

- Какова цель нашего урока?

(Научиться определять спряжение глагола с безударным окончанием)

- Сформулируйте тему урока.

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное


III. Открытие знаний.

1. Наблюдение. Подведение к раскрытию темы урока


– Как вы думаете, что нам может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном окончании глагола? Ваши предположения, гипотезы.

Ученики выдвигают гипотезы.

На доске представлена таблица, верхняя строка пропущена.

– Назовите формы глаголов в каждой строке

– Определите, что есть общего в окончаниях слов 1-го столбика, а что 2-го? (Буквы и, е выделяются другим цветом.)

– Образуйте неопределённую форму от этих глаголов.

– Появляется таблица, в которой приведены глаголы вместе с неопределёнными формами. Первая строка с цифрами спряжений в таблице сначала остаётся пустой.

II


I


ловит

ходит

светим

лечишь

ловить

ходить

светить

лечить

владеет

летаем

колете

тонет

владеть

летать

колоть

тонуть


– Какую закономерность вы заметили у глаголов в неопределённой форме в 1-м столбике? (Суффикс -и- перед -ть.)

Учитель сообщает, что суффикс глагола перед -ть помогает определить спряжение глагола. Суффикс и указывает на II спряжение.

В таблице на верхней строке появляется римская цифра II.

– Есть ли такая закономерность в словах 2-го столбика? (Нет.)

– Назовите буквы перед -ть во 2-м столбике. (а, о, ы, я.)

– Как вы думаете, о каком спряжении они «сигнализируют»? (О I спряжении.)

В таблице на верхней строке появляется римская цифра I.

– Попробуйте сделать вывод: как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Поставить глагол в неопределённую форму и определить суффикс перед -ть: -и II, не -и I.)


2. Сравнение самостоятельно выведенного правила с текстом правила в рамке учебника (с. 81).

Вопросы после чтения:

– Назовите ключевые слова, буквы и буквосочетания.

– Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопределённую форму?

– На что указывает суффикс -и-?

– Какие глаголы относятся к I спряжению?

– Как графически даётся объяснение спряжения? (В скобках указывается буква перед -ть и рядом спряжение.)


3. Рефлексия. Проверка понимания. Работа в парах

Упр. 253 первые три словосочетания (у детей карточки): мы принос__м

они принос__т

мы счита__м

он реша__т


Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? О какой орфограмме надо помнить?



4. Ответ на основной вопрос урока:

– Какую букву – е или ивыбрать, если личное окончание безударное? Нужно определить спряжение глагола и написать такую же букву гласного, как в глаголах этого спряжения под ударением. Приведите примеры слов с безударным личным окончанием.

– А как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное? (По букве ударного гласного в личном окончании.)

– Нужно ли ставить такой глагол в неопределённую форму? Почему? (Спряжение ясно сразу по ударному окончанию.)

5. Составление алгоритма.

1. Выведение алгоритма написания буквы в безударном личном окончании глагола (упр. 256).


III. Развитие умений.


1. Работа в учебнике.

Упр. 257 – развивается умение писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов с опорой на алгоритм.

Выполняется на доске по образцу.


2. Игра «Кто самый внимательный?».

Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в неопределённую форму, то ученики в тетради ставят букву Н, если нет необходимости в неопределённой форме, указывают спряжение: I и II.

Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, трём, носят, кость, злишься.


Возвращаемся к Петиной загадке



IV. Итог урока.


- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы поставленной цели?

– Что узнали нового о спряжении глаголов? (Спряжение можно определить по ударному личному окончанию или по неопределённой форме глагола, если окончание безударное.)

– Для чего нужно знать спряжение глагола? (Чтобы написать букву гласного в безударном личном окончании.)

- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Давайте оценим нашу работу.

Закончите предложения:

Я узнал, открыл для себя …

Я научился, смог ...

Я могу похвалить себя и одноклассников за …

Самооценивание в листах


V. Д/з

2. Упр. 1, с. 107., правило