1. Наблюдение. Подведение к раскрытию темы урока – Как вы думаете, что нам может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном окончании глагола? Ваши предположения, гипотезы. Ученики выдвигают гипотезы. На доске представлена таблица, верхняя строка пропущена. – Назовите формы глаголов в каждой строке – Определите, что есть общего в окончаниях слов 1-го столбика, а что 2-го? (Буквы и, е выделяются другим цветом.) – Образуйте неопределённую форму от этих глаголов. – Появляется таблица, в которой приведены глаголы вместе с неопределёнными формами. Первая строка с цифрами спряжений в таблице сначала остаётся пустой. II | | I | | ловит ходит светим лечишь | ловить ходить светить лечить | владеет летаем колете тонет | владеть летать колоть тонуть | – Какую закономерность вы заметили у глаголов в неопределённой форме в 1-м столбике? (Суффикс -и- перед -ть.) Учитель сообщает, что суффикс глагола перед -ть помогает определить спряжение глагола. Суффикс и указывает на II спряжение. В таблице на верхней строке появляется римская цифра II. – Есть ли такая закономерность в словах 2-го столбика? (Нет.) – Назовите буквы перед -ть во 2-м столбике. (а, о, ы, я.) – Как вы думаете, о каком спряжении они «сигнализируют»? (О I спряжении.) В таблице на верхней строке появляется римская цифра I. – Попробуйте сделать вывод: как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Поставить глагол в неопределённую форму и определить суффикс перед -ть: -и – II, не -и – I.) 2. Сравнение самостоятельно выведенного правила с текстом правила в рамке учебника (с. 81). Вопросы после чтения: – Назовите ключевые слова, буквы и буквосочетания. – Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопределённую форму? – На что указывает суффикс -и-? – Какие глаголы относятся к I спряжению? – Как графически даётся объяснение спряжения? (В скобках указывается буква перед -ть и рядом спряжение.) 3. Рефлексия. Проверка понимания. Работа в парах Упр. 253 первые три словосочетания (у детей карточки): мы принос__м они принос__т мы счита__м он реша__т Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.) -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? О какой орфограмме надо помнить? 4. Ответ на основной вопрос урока: – Какую букву – е или и – выбрать, если личное окончание безударное? Нужно определить спряжение глагола и написать такую же букву гласного, как в глаголах этого спряжения под ударением. Приведите примеры слов с безударным личным окончанием. – А как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное? (По букве ударного гласного в личном окончании.) – Нужно ли ставить такой глагол в неопределённую форму? Почему? (Спряжение ясно сразу по ударному окончанию.) 5. Составление алгоритма. 1. Выведение алгоритма написания буквы в безударном личном окончании глагола (упр. 256).  |