2. | Синтаксическая пятиминутка. Повторение материала «Причастный оборот. Выделение причастного оборота». | -Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты. (работа с карточками). | Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик работает у доски. Примерные предложения: 1) На улице был ливень, сопровождающийся раскатами грома и ужасными картинами. 2) Сегодня я увидела милого котенка, лакающего молоко прямо с земли. 3) Речь, отражающая смысл, — правильная речь. 4) То мы говорим, то заставляем человека, говорящего путные вещи, говорить чушь. 5) За 25 часов я подготовился к экзамену, проходившему час назад. 6) Гнезда строят прилетающие на юг птицы. 7) Живущие на юге птицы очень часто прилетают к нам. |
3. | Повторение «Гласные в действительных причастиях настоящего времени». | 1. «Лови вопрос» (повторение материала предыдущего урока) - Что такое причастие? - На какие вопросы оно отвечает? - Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие? - Чем является в предложении? - Как образуются действительные причастия настоящего времени? - Когда пишется буква У или Ю в суффиксах ДП? - Когда пишется буква А или Я в суффиксах ДП? 2. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола. 2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий. | Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос. На доске запись: Бороться, играть, чертить, кричать, петь, стелить, лечить, шептать, строить. О колеблющ…мся свете, вьющ…юся зелень, колющ…мся шиповником, от надвигающ…йся тучи, зеленеющ…м полем. |
4. | Сообщение темы урока | - Прочитайте тему урока. – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Действительные причастия прошедшего времени». - Правильно, наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени. | Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать) |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени». 1.Беседа по таблице на стр.45 2.Коллективное составление алгоритма образования действительные причастия прошедшего времени 3. Чтение теоретического материала. | - Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: 1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени? 2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени? 3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? 4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?
-Запишите предложения, которые соответствуют схемам: сущ. имен.п.- сущ. имен. п. - Чем выражено подлежащее и сказуемое? -В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое? - Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым. - Откройте учебники на стр.46 и прочитайте правило. | Исследовательская работа (по группам). От переходных или непереходных глаголов Совершенного и несовершенного вида Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-. Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную. Вывод: Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш. |
7. | Закрепление изученного материала. | 1. Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте. Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться. - Какая гласная пишется перед суффиксом причастий? 2.Выполнение упражнения №96, стр.46 Задание: распределите словосочетания на две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую. 3. Творческое списывание (на материале упр. 97). Задание: Озаглавьте текст. От выделенных глаголов образуйте действительные причастия и запишите измененный вариант, согласуя причастия со стоящими впереди существительными. Укажите время причастий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 4. Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски. (выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом). Увидеть - увидевший, сеять -сеявший, улыбаться - улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь - повлёкший, увянуть увядший, прибыть - прибывший, погасить - погасивший, пригореть - пригоревший, прикасаться - прикасавшийся. & Работа со словарём: Повлёкший, увядший - Вывод: Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола. Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени, 2-й - действительные причастия прошедшего времени. Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны. |