2.Актуализация знаний. | - Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». - Я хочу вам предложить сегодня самостоятельно сформулировать тему урока. А для этого запишите, пожалуйста, предложение. Дайте его характеристику и постройте схему. (слайд 2) Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. - О каких СП мы сегодня будем говорить? - Запишите тему урока. (слайд 3) | - Ученик у доски даёт характеристику предложения, чертит схему. - О СПП. |
3.Объяснение нового материала. | - О СПП вам многое известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью. - Сегодня на уроке вы должны выяснить, что новое вы узнаете о структуре СПП, о средствах связи в СПП. К концу урока вы должны: - уметь отличать СПП от других СП; - устанавливать смысловую связь между частями СПП; - знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в СПП; - строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП. Сформулируйте, что вы знаете о СПП, ответив на следующие вопросы: 1) Определение СПП. 2) Чем отличается СПП от других СП? (слайд 4) Работа с основными признаками сложноподчиненного предложения, сопоставление с признаками сложносочиненного предложения. Охотник быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал шум. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. - Проблемный вопрос: как найти придаточное предложение? 3) Как называются части СПП? 4) Как установить смысловую связь между частями СПП? - Какова роль придаточного? 5) Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Сделайте вывод о месте придаточного предложения по отношению к главному. (слайд 5) Проанализируйте следующие предложения: И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. Дом, в котором поселился таинственный незнакомец, стоял особняком. 5) Одним из признаков СПП является наличие подчинительных союзов и союзных слов. (слайд 6) - Как отличить союз от союзного слова? Проанализируйте и сопоставьте предложения: (слайд 7) Кто может знать, что ждет меня? Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. - Обратите внимание на средства связи, в чём разница? | - Простые предложения в составе СПП соединяются подчинительными союзами и союзными словами. - В СПП одна часть подчиняется другой. В результате сравнения строения двух предложений обучающиеся приходят к выводу: в сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. - С помощью вопроса от главного к придаточному; - по средству связи. - Главное и придаточное. - С помощью вопроса от главного к придаточному. - Поясняет, уточняет то, о чём говорится в главном. - Комментируют, чертят схемы, определяют место придаточных, делают вывод о месте придаточных в СПП. - Работа с учебником (с. 37-38). Прочитать статью, найти различия между союзами и союзными словами. - Записывают, комментируют, делают вывод, что в 2-ом предложении средство связи - подчинительный союз что, а во 1-ом - относительное местоимение что (можно поставить вопрос, является членом предложения, можно заменить другим словом).
|
5.Закрепление знаний и способов действий. | Конструирование СПП, составление их схем. (слайд 8) Из двух простых предложений, используя подчинительные союзы, составить СПП. Записать СПП, употребив данное в качестве придаточного с любым из слов когда, если, потому что. Солнце появляется из-за горизонта… | - Работают самостоятельно, зачитывают СПП. |