СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной форме объяснить детям правописание суффиксов -чик, -щик в именах существительных, используя разнообразные приёмы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных"»


«Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных



1. Мотивационно-целевой этап

Посмотрите на картинки (слайд) людей каких профессий вы видите?



Учащиеся проговаривают: «Фасовщик, крановщик, сварщик, фехтовальщик, компьютерщик, укладчик, грузчик, пулеметчик, ямщик».



Можно ли назвать суффиксы, с помощью которых образованы эти слова?

Можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова, могут ли у нас при письме появиться ошибки?

Чего мы не знаем? (формулируют проблему) Как осуществить выбор суффиксов –чик- и –щик- в существительных

Какой будет тема урока? «Правописание суффиксов –чик- и –щик- в именах существительных»


Формулируем тему урока и цель:

Тема: «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных.

Цель: научиться грамотно писать существительные, правильно выбирая суффикс –чик или –щик.

Записываем тему урока в тетрадь.


  1. Ориентировочный этап

Как по-вашему, что мы должны предпринять, чтобы решить проблему? Приемы, действия?


Наблюдение

Слайд 3

  1. Поисково-исследовательский этап


Учитель на время предлагает превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотреть слова, данные на слайде

А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей определенных профессий, специальности, рода занятий)

Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

Слайл 4


Учащиеся выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные


Пытаются сформулировать правило выбора суффикса


ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».


Слайд 5

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику П.52. Читаем правило.

Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в группах)

Составим схему- модель правила.

Д, з, ж, т, с - -ЧИК; Д, з,ж,т,с - -ЩИК

.

Обсуждают, составляют схему-модель правила. Лучшие фиксируются на доске.


Слайд 6

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.


Слайд 7


Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать в тетрадь само слово:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)


Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы проецируются на экран)

Самопроверка. Выставляют оценки в лист контроля.



ЗАДАНИЕ: Работа в парах. Распредели в таблицу приведённые ниже слова с объяснением.


Внимание: если вы внимательно будете выполнять это задание – сделаете еще одно открытие.


После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)

Извоз…ик

обход…ик (путей)

развед..ик

перепис…ик

перевод…ик

экскаватор…ик

выдум…щик

барабан…ик,

прицеп…ик (вагонов)

компьютер…ик.



Извоз…ик, обход…ик (путей), развед..ик, , экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик,, выдум…ик, , перевод…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), фонтан…ик, компьютер…ик.


Все ли слова вы распределили? Почему эти слова не вошли в вашу таблицу? (в этих словах другое значение).

А какое значение еще имеет суффикс –ЧИК? (уменьшительно-ласкательное)

Самопроверка по образцу.

Выставляют оценки.


Гипотеза верна. Мы внесли дополнение. Если суффикс –чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение, то предыдущие согласные не влияют, так как значение слова не обозначает “лица”.

Дополняем схему-модель.





Физкультминутка.


  1. Практический этап.


Выборочный диктант.

По рядам: 1 ряд – выписывает слова с суффиксом – щик-

2 ряд – выписывает слова с суффиксом – чик- (значение лица)

3 ряд – выписывает слова с суффиксом – чик (уменьшительным значением)


Кафтан..ик, совет..ик, свар..ик, диван..ик, сбор..ик, попут..ик, гардероб...ик, стакан..ик, заказ..ик, огур…ик, навод…ик, сплав…ик.



Какую орфограмму вы вспомнили?

(сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»)


Взаимопроверка по образцу.

Выставляют оценки в контрольный лист.


Работа с учебником.

Упр.296, первое предложение.

Учащиеся выполняют в тетради самостоятельно, один ученик у доски.

Самопроверка с объяснением.

Выставляют оценки в контрольный лист.


Поведение итогов

Над какой орфографической проблемой мы сего­дня работали?

Как мы ее решили?

Для чего надо знать значения суффиксов?

Какую роль играют в языке суффиксы?

Где можно применить новые знания?


Тест.


Взаимопроверка.
Выставляют оценки.




  1. Рефлексивно-оценочный этап


Дополните фразы:

Я узнал…

Я понял…

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…


  1. Инструктаж домашнего задания.


Предполагает право выбора учащимся уровня.


1. П. 52, упр.294 (по заданию)

2. По желанию – сочинить сказку о суффиксе – чик- (-щик-)











Контрольный лист

(фамилия ученика)




Задание


Оценка

1.

Лексический диктант



2.

Работа с таблицей



3.

Выборочный диктант



4.

Выполнение упражнения



5.

Тест





Итого: