Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? (2 класс).
Цель: дать представление о тексте-повествовании и его признаках, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ход урока.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Хорошо. Пожалуйста займите свои места, мы начинаем урок.
Стук в дверь. «Здравствуйте! Это второй класс? Да. Я, бурый медведь Алёша. Я учусь в лесной школе и мне задали задание, ответить на вопросы. Ответов я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!»
Поможем?
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся помочь нашему другу бурому медведю ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их на слайде. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?)
-Какие термины нам уже знакомы? (Текст и глаголы)
- Кто может ответить, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу). А что такое Глагол?
- Верно.
Ребята, а что вы знаете о бурых медведях? Расскажите.
А сейчас поработаем над упражнением 145 в учебнике. Прочитайте задание.
На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. Они что-то подбирали и ели.
Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать. Они возились до тех пор, пока не свалились в воду.
Старая медведица уселась на берегу и следила за детворой.
- Что мы прочитали? (Текст)
- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)
- О ком этот текст? (Этот текст о медвежатах)
- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Веселые медвежата. Игра медвежат.)
- Сколько частей в этом тексте? (Три)
- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)
- Прочитайте I часть. (На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. Они что-то подбирали и ели.)
- Что произошло на берегу? Какие действия медведей описаны в начале текста? (На берегу разгуливала семья медведей. Они что-то подбирали и ели с земли.)
- Что случилось потом?
Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать. Они возились до тех пор, пока не свалились в воду.
- Хорошо.
- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Старая медведица уселась на берегу и следила за детворой.)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала семья медведей гуляла на берегу, потом медвежата начали бороться, залезли в лодку и свалились в воду, затем старая медведица уселась на берегу и следила за детворой.
- Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (разгуливала, подбирали, ели, начали, кувыркались, боролись, подбежали, залезли, стали, раскачивать, возились, свалились, уселась, следила)
- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)
Что обозначают глаголы? (действия). Значит без глаголов нам не понятно какие действия происходили в тексте.
- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)
- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)
- Текст перед вами в учебнике. Прочитайте 1 часть текста, подходит ли первая иллюстрация к ней? Прочитайте 2 часть и сравните со второй иллюстрацией?
- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)
- Верно.
- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)
- Хорошо. Вернемся к тексту. Какое задание мы забыли выполнить? Прочитайте. (Напишите ответ на один из данных вопросов.)
Запишите ответы на все вопросы.
ФИЗМИНУТКА.
- Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?
- Давайте вместе составим повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я... Потом… Затем»
- Возьмите карточку. Прочитайте задание.
Вам необходимо вписать нужные глаголы, используйте слова для справок.
- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.
- Какую роль выполняют глаголы? Чьи действия описывают?
- Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование)
- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)
- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)
- Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? (Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.)
УПР 144
Мишка, скажи пожалуйста, мы с ребятами помогли тебе?
Ребята, у вас на партах лежат смайлики, но на них не хватает одной детали. Посмотрите на слайд и добавьте ту деталь, которой не хватает, оценив свою работу на уроке. И покажите мне свои смайлики.
Мне поручили приготовить салат.
Сначала я _______________ овощи. Потом _____________ их. Затем _______________, _________________ маслом и _______________________.
_______________________ очень вкусный салат.
Слова для справок:
Вымыл, порезал, бегал, посолил, заправил, прочитал, перемешал, получился, проплыл.