СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Гласные звуки. Обозначение их буквами». 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта обобщающего урока русского языка по теме: «Гласные звуки. Обозначение их буквами». 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: «Гласные звуки. Обозначение их буквами». 1 класс»

Зозулина Е. В.,
учитель начальных классов,
МКОУ Павловская БНОШ

План-конспект урока по учебнику «Русский язык. 1 класс».
Авторы: Авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Т.В.Бабушкина

Тема: «Гласные звуки. Обозначение их буквами»
(
Технологическая карта изучения темы)

Тема

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Цель

  • закрепить умения школьников распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их и обозначать на письме буквами;

  • развивать у детей фонематический слух; наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи.

  • воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат

  • уметь различать понятия «звук» и «буква»;

  • научиться правильно обозначать гласные звуки на письме буквами;

  • знать названия гласных букв и звуков;

  • знать гласные буквы, обозначающие два звука, уметь находить их в слове в разных позициях;

  • осознать изобразительные возможности гласных звуков в художественной речи.

Основные понятия

Звук, буква; гласный звук.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы

Уч. Русский язык, стр. 52 – 55.

Рабочая тетрадь, стр. 25-27 № 1 – 8.

Методическое пособие.

Интерактивная доска,

Интернет-ресурсы (компьютерный диск «Перспектива. Русский язык, 1 класс»).

Портрет князя Ярослава Мудрого, герб города Ярославля.

Лента букв.

Организация пространства

Работа индивидуальная, фронтальная, в парах.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


I этап. Мотивация к деятельности


Сказка.

Кто важнее?

 Заспорили между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.  

- Конечно, мы важнее! – закричали гласные. - Без нас никто и рта не откроет.

- Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. -Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрывать рот. Ничего не получится. И спорят буквы до сих пор.

-  Ребята, а как вы считаете, какие буквы важнее?

- Правильно, важны и гласные и согласные буквы. Без них нельзя составить и прочитать слово. Разговаривая друг с другом,  мы не поймем,  о чем хотели рассказать. Сегодня на уроке мы будем  говорить о гласных буквах. Повторим гласные буквы и  звуки, роль гласных букв  слове, вспомним  стихи о гласных буквах, почитаем, поиграем с буквами и словами. Вот чем займемся на уроке.


Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обеспечивает мотивацию изучения темы.

Создает эмоциональный настрой.









Озвучивает тему и цель урока.











Отвечают на вопросы учителя.












Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;



II этап. Учебно-познавательная деятельность


  1. Актуализация опорных знаний.

Повторение сведений, полученных в период обучения грамоте (упр. 94), р. т. стр.25 № 1

Словарная работа – упр.2.


  1. Проблемное изложение нового знания.

Расширение сведений о звуках и буквах

  • Лекция профессора Самоварова (диск)

  • Упр. 95.

  • Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Ход рассуждения:


      — Прочитайте предложение и объясните значение подчеркнутых слов: Петя был мАл и траву мЯл.


      Одинаковыми или разными по смыслу являются подчеркнутые слова? (Разными по смыслу.)
      — Мы знаем, что смысл слова связан со звуками, из которых оно состоит. Сравните, какими же звуками различаются слова. (В слове мал такие звуки: [м], [а], [л], а в слове мял: [м’], [а], [л].)
      — А какими буквами различаются слова на письме? (Буквами а и я.) Какая буква обозначает гласный звук [а] после твердого звука [м]? (Буква а.)
      — Какая буква обозначает звук [а] после мягкого согласного звука [м’]?

  1. (Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)


  • Чтение вывода (учебник, с. 53).

  • Р. т. стр.26 упр. 4, 5, 6.


Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



  Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;

  • выборочный контроль.

    


Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

  • взаимопроверку;

  • предварительную оценку.


Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Включение нового знания в систему знаний и повторение

Закрепление представлений учащихся о звуках и буквах (упр. 96).

Сначала дети доказывают, что в первом слоге слов лапки, пятки слышится звук [а], а потом объясняют, почему в слове лапки пишется буква а, а в слове пятки — я.


      IV. Выполнение заданий (упр. 97): гусь, гусынЯ, гусЯта.
      Почему вы написали букву я? (Она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука [н’].)
      — А какой буквой показана мягкость звука [с] в слове гусь? (Мягким знаком.)


      V. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, где они обозначают два звука (упр. 98 – 99).
      В плане сопутствующего повторения вспоминается правило о написании имен собственных.

Упр.101.
      Привлекается внимание к истории названия города Ярославля: сообщается, что город основал князь Ярослав Мудрый. Объяснение пословицы Ярославль-городок — Москвы уголок желательно сопроводить кратким рассказом о городе Ярославле: «Он находится недалеко от Москвы, расположен на берегу великой русской реки Волги. Красотой своего внешнего облика, и прежде всего величественными храмами, соборами, Ярославль походит на Москву».


VI. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи (упр. 102).


      Стихотворные строки А. Плещеева следует прочитать выразительно, а слова в третьем предложении — с интонированием гласных звуков: «Ве[э]тер в по[о]ле во[о]ет». Делается вывод: особенности произношения гласных звуков (наличие голоса, протяжное произношение) помогают поэту в стихотворной форме передать завывание осеннего ветра.


      Учитель может предложить учащимся выполнить любое задание по стихотворным строкам А. Плещеева: подготовиться к письму по памяти или на основе этой работы написать зрительный диктант. Его особенность заключается в том, что текст диктует учитель, т. е. диктант записывается в основном на слух, но в случае затруднения ученик может обращаться к тексту и проверять написанное.



Создает эмоциональный настрой на…

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;

  • задание на поиск в тексте особенностей...

  • Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.


      




Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


IV этап. Рефлексия деятельности



Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.