Сказка. Кто важнее? Заспорили между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее. - Конечно, мы важнее! – закричали гласные. - Без нас никто и рта не откроет. - Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. -Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрывать рот. Ничего не получится. И спорят буквы до сих пор. - Ребята, а как вы считаете, какие буквы важнее? - Правильно, важны и гласные и согласные буквы. Без них нельзя составить и прочитать слово. Разговаривая друг с другом, мы не поймем, о чем хотели рассказать. Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных буквах. Повторим гласные буквы и звуки, роль гласных букв слове, вспомним стихи о гласных буквах, почитаем, поиграем с буквами и словами. Вот чем займемся на уроке. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Обеспечивает мотивацию изучения темы. Создает эмоциональный настрой. Озвучивает тему и цель урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
Актуализация опорных знаний. Повторение сведений, полученных в период обучения грамоте (упр. 94), р. т. стр.25 № 1 Словарная работа – упр.2. Проблемное изложение нового знания. Расширение сведений о звуках и буквах Лекция профессора Самоварова (диск) Упр. 95. Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Ход рассуждения: — Прочитайте предложение и объясните значение подчеркнутых слов: Петя был мАл и траву мЯл. — Одинаковыми или разными по смыслу являются подчеркнутые слова? (Разными по смыслу.) — Мы знаем, что смысл слова связан со звуками, из которых оно состоит. Сравните, какими же звуками различаются слова. (В слове мал такие звуки: [м], [а], [л], а в слове мял: [м’], [а], [л].) — А какими буквами различаются слова на письме? (Буквами а и я.) Какая буква обозначает гласный звук [а] после твердого звука [м]? (Буква а.) — Какая буква обозначает звук [а] после мягкого согласного звука [м’]? (Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.) -
| Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Включение нового знания в систему знаний и повторение Закрепление представлений учащихся о звуках и буквах (упр. 96). Сначала дети доказывают, что в первом слоге слов лапки, пятки слышится звук [а], а потом объясняют, почему в слове лапки пишется буква а, а в слове пятки — я. IV. Выполнение заданий (упр. 97): гусь, гусынЯ, гусЯта. — Почему вы написали букву я? (Она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука [н’].) — А какой буквой показана мягкость звука [с] в слове гусь? (Мягким знаком.) V. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, где они обозначают два звука (упр. 98 – 99). В плане сопутствующего повторения вспоминается правило о написании имен собственных. Упр.101. Привлекается внимание к истории названия города Ярославля: сообщается, что город основал князь Ярослав Мудрый. Объяснение пословицы Ярославль-городок — Москвы уголок желательно сопроводить кратким рассказом о городе Ярославле: «Он находится недалеко от Москвы, расположен на берегу великой русской реки Волги. Красотой своего внешнего облика, и прежде всего величественными храмами, соборами, Ярославль походит на Москву». VI. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи (упр. 102). Стихотворные строки А. Плещеева следует прочитать выразительно, а слова в третьем предложении — с интонированием гласных звуков: «Ве[э]тер в по[о]ле во[о]ет». Делается вывод: особенности произношения гласных звуков (наличие голоса, протяжное произношение) помогают поэту в стихотворной форме передать завывание осеннего ветра. Учитель может предложить учащимся выполнить любое задание по стихотворным строкам А. Плещеева: подготовиться к письму по памяти или на основе этой работы написать зрительный диктант. Его особенность заключается в том, что текст диктует учитель, т. е. диктант записывается в основном на слух, но в случае затруднения ученик может обращаться к тексту и проверять написанное. | Создает эмоциональный настрой на… Дает: Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |