СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Времена глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку УМК перспектива времена глагола

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: "Времена глагола"»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Задачи:

1. Ознакомить с категорией времени глаголов, научить определять время глаголов.

2. Развить орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли.

3. Воспитать самостоятельность, внимательность, желание развивать свои знания по изучаемой теме.

4. Сформировать интерес и уважение к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные:

- Формирование представления о временной форме глагола. Умение задавать к слову вопрос.

- Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола.

- Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Метапредметные:

Регулятивные: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: работа в паре: развитие способности сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Личностные:

- Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.

Межпредметная связь: окружающий мир.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 2 часть» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, сигнальные карточки.

1.Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать обучающихся на учение

Проверяет готовность к уроку, организует внимание обучающихся, оформление записи в тетради.

Проверяют готовность, оформляют запись в тетради.

2.Постановка цели, задач урока

Цель: актуализировать знания, обозначить тему, цель, задачи урока

Через проблему стимулирует обозначение темы, цели, задач урока.

Формулируют тему, цель, планируют деятельность.

3.Решение учебной задачи

Цель: сформировать представление о временных формах глагола, умение определять время глагола

Организует «открытие знания» через пробные действия, поиск информации в учебнике, работу в паре, проверку предположений, стимулирует применение знания при выполнении упражнения.

Осуществляют пробное действие, высказывают предположения, делают вывод. Применяют знание в деятельности.

4. Подведение итогов урока

Цель: сделать вывод о достижении цели, задач урока, проверить уровень усвоения материала

Организует обобщение нового материала, анализ достижения цели и решения задач урока, проверку уровня его усвоения через сам. работу.

Делают вывод о реализации цели и задач, выполняют проверочную работу.

5. Рефлексия.

Цель: оценить результаты деятельности

Организует оценивание и самооценивание обучающихся, оценочные высказывания.

Оценивают свою деятельность, выявляют трудности, высказывают мнение об уроке.

6. Домашнее задание.

Цель: закрепить, уточнить изученный материал.

Инструктаж домашнего задания.

Ход урока

Этапы урока:

I. Мотивация к деятельности

Цель: создать положительный настрой на урок

Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок!
На места все тихо сядем.
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать.
Я урок сейчас начну.

– Девизом нашего урока будет высказывание «С маленькой удачи начинаются большие успехи». (Слайд 2) Объясните смысл данного высказывания.

Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

Записать дату, классная работа.

– Начнем наш урок с минутки чистописания. Будем прописывать букву «П» и соединения. (Слайд3)

– Подчеркните те соединения, которые показались вам удачными.

Словарная работа. Памятник, пассажир, пенал, перрон, песок, пловец, победа, помидор.

– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по словарю в учебнике. Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? У кого 1–2 ошибки? У кого больше 2 ошибок? Оцените работу (+, -, !).

II.Постановка учебной задачи.

Еиненемзи вологалг оп манемерв. (Слайд 4) Назовите тему урока.

Изменение глаголов по временам. – Какую цель перед собой поставите? (узнать категории времени глагола, научиться определять время глагола)

Игра: Верю – не верю. 

1. Верите ли вы, что глагол это часть речи?

2. Верите ли вы, что глагол обозначает слово – говорить?

3. Верите ли вы, что глагол называет предмет?

4. Верите ли вы, что глагол обозначает действие предмета?

5. Верите ли вы, что глагол в предложении часто бывает сказуемым?

6. Верите ли вы, что без глагола наша речь интересна?

7. Верите ли вы, что с помощью глагола всё в мире двигается?

8. Верите ли вы, что у глагола есть 3 времени?

– Возникли ли у вас вопросы? - Может, что-то вызвало сомнение?

III. Решение учебной задачи

Цель: сформировать представление о категории времени, умение определять время глагола.

– Любите ли вы путешествовать? На чем обычно люди путешествуют? (самолет, катер, поезд). Я предлагаю вам совершить необычное путешествие на лошадке в телеге. В давние времена для сельского жителя лошадь была большим подспорьем в хозяйстве. Лошадь требовалась везде и всюду: она тянула за собой не только плуг, но и возила телеги, а зимой – сани, дарила человеку свою любовь послушанием, незаменимым помощником была на охоте и в длительном путешествии. С наступлением эпохи механизации, роль и значимость лошадей в жизни сельских жителей сильно изменилась. По данным сельской администрации в нашем селе числится всего 2 лошади.

– Путешествовать мы будем по окрестностям нашего села. Усаживайтесь удобно и в путь!

– Перед вами карта путешествия. (Слайд5)

1.Наблюдение за глаголами настоящего времени.

– Знаете ли вы, ребята, что у нас за селом находится озеро Топкое? А необычно это озеро тем, что туда каждую весну прилетают журавли.

(Слайд 6)

Сообщение ученика. Обычно эти птицы прилетают на родину в конце марта – начале апреля. Журавли прилетают с зимовок парами. Если где-то увидел взрослую птицу – рядом вторая половинка и, возможно, годовалый птенец. После возвращения на родину папы и мамы начинают отгонять свое чадо и заниматься новым потомством. В апреле они откладывают яйца, в мае появляются журавлята. Они занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу РФ. 

Задание. В первом предложении выделите грамматическую основу, определите падеж существительных. Найдите в тексте глаголы, определите время. (1 ученик работает у доски)

Карточка 1

Высоко в небе летит журавль. Он кружит над родным болотом. Журавль охраняет своё гнездо. В глухом лесу на краю озера мама-журавлиха ожидает потомство. Я изучаю поведение птиц.

– Прочтите глаголы: летит, кружит, охраняет, ожидает, изучаю.

– На какие вопросы отвечают эти глаголы? Что делает? Что делаю? Что делают?

– Что показывают эти глаголы? (действие происходит в момент речи, сейчас в настоящее время).

– Какие еще можно задать вопросы? Что делаешь? Что делаем? Что делаете? Что мы сделали, чтобы определить время глагола? Давайте вместе составим алгоритм определения времени глагола:

Алгоритм (Слайд 7)

1.Нахожу глагол

2.Задаю к глаголу вопрос.

3. По вопросу определяю время глагола.

– Сформулируйте правило. Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются сейчас, в настоящий момент и отвечают на вопросы «что делаю?», «что делает?» и др.

Работа в паре.

– Придумайте и запишите пять глаголов настоящего времени в тетрадь.

– Мы узнали о жизни жителей озера Топкое, отправляемся дальше.

2.Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

Лошадка нас привезла к памятнику воинам-защитникам. (Слайд 8)



Сообщение ученика. Памятник воинам – землякам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн, который установлен в 1967 году. Каждый год мы проводим акцию по уборке и благоустройству территории памятника. Это наш маленький посильный вклад в память о погибших героях.

– У вас на партах лежат карточки. На них написаны предложения.

Карточка 2.

Задание. Прочитайте текст.

В грозные годы Великой Отечественной войны вместе со всем народом наши односельчане храбро сражались на фронте, ковали победу в тылу. Но наш народ выдержал все испытания, выстоял и победил! Низкий поклон вам, защитники Родины!

– Выпишите из текста глаголы, с вопросами определите время. (Сражались, ковали, выдержал, выстоял, победил)

– Что показывают эти глаголы? (действие уже произошло или происходило в прошлом). Какие вопросы можно задать? Что делал? Что сделал? Подумайте, какая особенность есть у этих глаголов. Выделите суффикс (глаголы прошедшего времени чаще всего имеют суффикс «Л»)

Что обозначают глаголы прошедшего времени?

– Сформулируйте правило. Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые совершались в прошлом и отвечают на вопросы «что делал?», «что сделал?».

Работа по учебнику.

Задание: выпишите из загадок глаголы прошедшего времени. Что поможет нам правильно это сделать? (алгоритм)

3.Наблюдение за глаголами будущего времени.

Лошадка привела нас к реке (Слайд 9)

Сообщение ученика. Зея (от эвенкийского - «лезвие») - крупнейшая река Амурской области. По глубине, ширине превосходит Амур, считается его левым притоком. Река целиком протекает по Амурской области России, захватывая 64 % её территории, и в районе Благовещенска впадает в Амур. На реке расположены крупные города Зея, Свободный и Благовещенск. В верхнем течении находитсяЗейский природный заповедник, построена Зейская ГЭС.

Карточка 3

Задание: измените, предложения так, чтобы речь шла не о настоящем, а о будущем.

Рано пришла весна. На реке Зея треснул лед. Льдины с грохотом плывут по воде. Ласковое солнце греет землю.

– В какое время совершается действие? (действие будет происходить в будущем) Какие вопросы можно задать? Что будет делать? Что сделает?

– Сформулируйте правило. Глаголы будущего времени обозначают действия, которые будут совершаться в будущем, и отвечают на вопросы «что сделает?», «что будет делать?» и др.

Физминутка

Серая лошадка.

Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!

(Поочередное топанье одной ногой, затем другой.)

Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)

Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)

Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый  бок! (Кружимся на месте.)

– Ну а теперь вернемся в школу. Я предлагаю вам помечтать о том, какой будет школа в будущем. Дома вы должны были составить 1-2 предложения о школе будущего. Прочитайте, найдите глаголы будущего времени, применяя алгоритм.

Пример. Посещение школы станет необязательным, исключительно добровольным делом. Если, например, не хочется идти в школу, можно не ходить. Оценки будут выставлять не учителя, а ученики. На всех уроках детям будут раздавать конфеты и мороженое.

– Откройте учебник, прочитайте сведения о языке. Что скажете о наших предположениях (подтвердились).

IV. Итог урока

Цель: сделать вывод о достижении цели, задач урока, проверить уровень усвоения материала.

– Какую цель ставили на урок? (узнать формы времени, научиться их определять). Сколько времен имеет глагол? На какие вопросы отвечают глаголы каждого времени? Зачем нужно определять время? Зачем нам это умение? Что поможет нам при определении времени глагола? (алгоритм)

– Проверим, удалось ли достичь цели, выполнив тест.

Тест

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;

Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

Б. что сделает? что будет делать?

В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?

В. что делал? что сделал?

– Проверьте работу по эталону. (Слайд10) Оцените результат своей работы. (+,-,!) 2-3 ученика объясняют.

V. Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты деятельности

Игра с мячом. Учитель кидает мяч, называет существительное, ученик должен образовать от данных существительных глаголы трех времен. При необходимости учитель раздает карточки-помощники:

Наст.вр.– Что делаю? Что делает?
Прош. вр.– Что делал? Что сделал?
Буд.вр. – Что будет делать? Что сделает?



Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

Если у вас на всех этапах урока

не возникало трудностей, вы все поняли,

возникали некоторые трудности, но вы их успешно преодолевали, если вам было очень трудно и вы не справились с заданиями. Покажите мне ваши смайлики.



– Девизом нашего урока было высказывание «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

Я надеюсь, что мы удачно поработали, и каждый из вас сегодня сделал первый шаг на пути к успеху в изучении времен глагола. Выставление оценок за работу на уроке). 

– Если у кого-то что-то не получилось, не беда. У вас в будущем все получится, только надо постараться.

– Впереди еще много нового и интересного!

Счастливого пути!

Домашнее задание:

Цель: закрепить, уточнить изученный материал.

Повторить правила в учебнике, заполнить таблицу.

Вопросы

Обозначает действия, которые …

3-4 примера

Настоящее время

(наст. вр.)

Прошедшее время

(прош. вр.)

Будущее время

(буд. вр.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!