Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«2 склонение имён существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк
2018 г.
Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 3 класс; тетради, карточки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
I. Мотивация.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья за дело!
- Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
1. Минутка чистописания
Напишите буквы, обозначающие окончания имён существительных 1 склонения.
а // я // а // я …
2. Словарная работа.
- Запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
2. Если б встала, до неба достала б. (Дорога)
3. Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
4. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
5. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют. (Рябина)
6. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая, Верещунья - белобока,
а зовут её ... (Сорока)
7. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
- По какому грамматическому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
(Это имена существительные 1 склонения.)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Что такое склонение?
3. Пробное учебное действие.
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о сестре.
- Определите склонение имён существительных. - Кто не выполнил задание?
- Что не смогли сделать? - Почему? (Не умеем определять склонение имён существительных в косвенных падежах).
III. Выявление места и причины затруднения.
- Рассмотрите таблицу.
И. п. | зима, дядя | снег, поле |
Р. п. | зимы, дяди | снега, поля |
Д. п. | зиме, дяде | снегу, полю |
В. п. | зиму, дядю | снег, поле |
Т. п. | зимой, дядей | снегом, полем |
П. п. | о зиме, о дяде | о снеге, о поле |
- Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)
- Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Зима, дядя).
- К какому склонению они относятся? (К 1-му).
- Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я).
- Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе).
- Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончания - о, - е).
- К какому склонению относятся эти существительные?
- Какая наша цель? (Научиться определять имена существительные 2 – го склонения).
- Какая тема урока? (2 - ое склонение имён существительных).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Подумаем, как решить эту проблему.
1. Введение эталона (Определение склонения) - найди имя существительное; - поставь существительное в начальную форму; - определи род; - найди окончание; - по роду и окончанию определи тип склонения имени существительного.
ФИЗМИНУТКА
V. Реализация проекта.
- А теперь прочитайте текст определения на с. 13 и сравните с нашей формулировкой. - Теперь определите склонение имён существительных по алгоритму (работа в парах).
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о сестре.
VI. Первичное закрепление. (Работа в паре)
- Какой следующий шаг? (Потренироваться). - Для этого я предлагаю выполнить упр. 25, с. 16. - Проверьте. - Кто допустил ошибки? - Кто выполнил верно? Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа.
- А теперь пора поработать самостоятельно.
Выполните упр. 26, с. 16
VIII. Включение новых знаний.
- Где будем применять полученные знания? (Чтобы правильно писать окончания существительных при написании заявлений, объявлений, СМС - сообщений, чтобы быть грамотными).
Выполни задание.
- Узнайте, правильно ли определены склонения имён существительных? (Дан текст, в котором над существительными указано склонение, необходимо исправить ошибки)
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл. В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом бору; зимним вечером; на мохнатую ёлку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.
Проверка по эталону.
- Кто не смог сам верно выполнить задание?
- У кого нет ошибок?
- Молодцы!
IX. Рефлексия.
- Какая цель была на уроке?
- Достигли мы цели?
- При помощи чего достигли?
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
XI. Домашнее задание.
Повторить определение на с. 15, выучить определение на с. 16.
Приложение
Карточка
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл.
В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом бору; зимним вечером; на мохнатую елку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.
Список использованной литературы
1. Полякова А. В. Русский язык, 3 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Просвещение», 2017.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.