Уроки 81- 82
Тема урока: Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных
множественного числа
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах множественного числа; научатся правильно склонять имена существительные во множественном числе; выделять окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах; выполнять разбор слова по составу, морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные результаты | Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Рассмотрите рисунки в упражнении 268. – Прочитайте составленные диалоги между покупателем и продавцом. – Какие имена существительные множественного числа в родительном падеже вы употребили? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают диалоги. (См. РМ, Приложение 2.) | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Продолжите ряд однокоренных слов. – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен существительных | Выполняют чистописание.  Наступила пора морозов и метелей. Покормите птиц! |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Этот транспорт городской Знает в городе любой: Он вагон по рельсам мчит И колесами стучит, А над ним висят всегда Из металла провода, Питается он током. Мне объясни-ка толком, Ответь-ка мне, давай, Что ездит так? (Трамвай.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «трамвай» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. | | Т | | | | | | | Р | | | | | Т | Р | А | М | В | А | Й | | | Н | | | | | | | С | | | | | | | П | | | | | | | О | | | | | | | Р | | | | | | | Т | | | | | Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться образовывать формы дательного, творительного, предложного падежей множественного числа имен существительных | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 269) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Расшифруйте краткую запись. – Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные «реки», «луга», «моря», «степи» | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Склоняют данные имена существительные. (См. РМ, Приложение 4.) | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 270) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте выразительно стихотворение Н. Рубцова. – Определите главную мысль предложения. («Первый снег».) – Спишите. Выделите окончания имен существительных в предложном падеже. Почему они разные? (Потому что имена существительные стоят в разных числах (множественном и единственном) и относятся к разным склонениям.) – А какие могут быть окончания у имен существительных в этом же падеже, но в единственном числе? (У имен существительных в предложном падеже единственного числа окончания -е, -и, -у.) Проводит работу в парах. – Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова «банты» | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают стихотворение, выделяют окончания. Ах, кто не любит первый снег В замерзших тихих рек,  Слегка гудящем на Работают в парах. Определяют падеж слова «банты». (См. РМ, Приложение 4.) | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль по результату |
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 271). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте. Озаглавьте текст. («Морозко».) – Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Выделите окончания имен существительных в форме множественного числа. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают текст, выделяют окончания. Выполняют синтаксический разбор предложения. (См. РМ, Приложение 4.) | Понимать на слух ответы учащихся. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания |
Работа в тет- ради (зада- ние 182). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте отрывок из стихотворения М. Пожаровой «Заклинание зимы». Вставьте пропущенные буквы. – Укажите падеж имен существительных, стоящих в форме множественного числа. | Выполняют задание в рабочей тетради. (См. РМ, Приложение 5.) Указывают падеж имен существительных, стоящих в форме множественного числа. |
Работа в тет- ради (зада- ние 183) | – Прочитайте. Допишите названия падежей. Соотнесите названия падежей и окончания имен существительных в данных падежах | Выполняют задание. Дательный падеж | -ам, -ям | Творительный падеж | -ами, -ями | Предложный падеж | -ах, -ях | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите окончания дательного падежа имен существительных множественного числа. – Назовите окончания творительного падежа имен существительных множественного числа. – Назовите окончания предложного падежа имен существительных множественного числа. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Я почувствовал, что… • Было интересно… • Меня удивило… • Своей работой на уроке я… • Материал урока мне был… • Мне захотелось… • Мне больше всего удалось… • Мое настроение… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 184 в рабочей тетради, упражнение 272 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь!
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
Ведь главное – доброе начало.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (учебник)
– Сколько стоит килограмм апельсинов?
– 40 рублей.
– Взвесьте, пожалуйста, два килограмма апельсинов.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Разгадайте ребус.

ТРАМВАЙ – городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов. ТРАМВАЙ – английское слово, от ТРАМ – «вагон» и УЭЙ – «дорога, путь». Слово ТРАМВАЙ пришло к нам из Бельгии: бельгийские концессионеры (в капиталистическом обществе люди, получившие право на эксплуатацию какого-нибудь строительства или разработку руд) проводили в России первые трамвайные линии.
ТРАМВАЙ – ТРАМ, УЭЙ = «путь вагона».
Однокоренные слова: трамвайчик, трамвайщик, трамвайный.
Фразеологизм:
РЕЧНОЙ ТРАМВАЙ – пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по реке в черте города.
Предложения:
Я ехал на трамвае.
Трамвай уехал в депо.
Приложение 4
Работа по учебнику
Упражнение 269.
И. п. | что? | реки | луга | моря | степи |
Р. п. | чего? | рек | лугов | морей | степей |
Д. п. | чему? | рекам | лугам | морям | степям |
В. п. | что? | реки | луга | моря | степи |
Т. п. | чем? | реками | лугами | морями | степями |
П. п. | о чём? | о реках | о лугах | о морях | о степях |
Упражнение 270.
Банты (В. п.) Алла потеряла,
И о бантах (П. п.) плачет Алла:
«Нету бантов (Р. п.)!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты (И. п.) эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами (Т. п.) довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам (Д. п.) рада,
Ей других совсем не надо!
Упражнение 271.
Морозко
Морозко в лесу рукавицу обронил. Скачет Морозко по ельничк
, по березничк
. Ищет её на кустик
, на опушечк
, на крутых бережк
. Где же она есть?! А она – вот. Лежит на речном берегу, искрами холодными переливается. Прекрасная рукавица – из белых снег
прядена, метелью вязана, ледяной иглой вышита.
Иглой – сущ., чем?, н. ф. – игла, неодуш., нариц., ж. р., 1 скл., Т. п., ед. ч., второстепенный член.
(По) ельничкам – сущ., по чему?, н. ф. – ельничек, неодуш., нариц., м. р., 2 скл., Д. п., мн. ч., второстепенный член.
Морозко в лесу рукавицу обронил. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)
Обронил (где?) в лесу;
обронил (что?) рукавицу.
Приложение 5
Работа в тетради (задание 182)
Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок (Р. п.),
Звёздочек-снежинок (Р. п.).
Вся в алмазах (П. п.), жемчугах (П. п.),
В разноцветных огоньках (П. п.)…
4