КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: Падежи имён существительных.
Тип урока: систематизация и повторение знаний.
Форма: самостоятельная работа обучающего характера.
Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание |
1.Коллаборативная среда | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Упражнение «Ладошки» Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной: -Я желаю тебе сегодня добра -Ты желаешь мне сегодня добра -Если будет трудно, я тебе помогу | Проверяют готовность к уроку. | |
Словарная работа | Словарная работа. Вставить пропущенные буквы: б.жур, .ллея, б.лет, б.седа, в.гон, быстр., вет.р, в.кзал, вч.ра, в.сток. Записывают слова в тетрадь. -Какой частью речи являются эти слова? - Какие слова записаны на доске? Почему они называются словарными | | |
2.Актуализация. Определение темы урока.  Физминутка «Падежи» | Внимательно послушайте «грамматические» загадки, найдите на них ответ, и вы узнаете тему урока. 1) В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. 2) Этот падеж дружит только с двумя предлогами. 3) У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа. 4) Подлежащее всегда стоит в этом падеже. Тема урока Что вы знаете о падежах имён существительных? Как определить падеж имени существительного?
Прочитайте текст Парная работа Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке. - Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг) - Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) - Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) - Спишите текст. Над падежными формами существительного “друг” надпишем падеж, в котором он стоит. Выдели окончания. - Что меняется в существительном? (Окончания) - Почему менялись окончания? (Менялась форма слова). Именительный подпрыгнул, А родительный летал, Дательный полез на горку, А винительный устал, Наш творительный поплавал, А предложный убежал, Падежи нам все нужны И при этом все важны | падежи дательный падеж винительный падеж именительный падеж падежи имён существительных -имена существительные изменяются по падежам, - у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги - знаем алгоритм определения падежей 1) задать вопрос 2) посмотреть на предлог 3) посмотреть, каким членом в предложении является 4) винительный или родительный падеж одушевлённого имени существительного мужского рода определяется по существительному
У каждой пары на парте распечатка текста. Повторяют движение за учителем | Взаимопроверка( пары обмениваются листами и проверяют по эталону) Эталон взаимопроверки кто? Друг И.п. кого? Друга Р.п кому? Другу Д.п кого? Друга В.п кем? Другом Т.п о ком? о друге П.п | Критерии оценивания: -выделяют окончания -определяют падеж Оценивание Приём «Аплодисменты» |
3. Постановка целей, определение критериев. Самостоятельная работа. (Приложение 1 и 2) | На отдельных листах подпишите свою фамилию. Возьмите в руки ручку. Прочитайте первое задание. Если вы уверены, что выполните его правильно, то поставьте +, если сомневаетесь, то поставьте ?. (так же разбираются все задания) Обратите внимание на задания под цифрами 1, 3 и 6. При проверке в них не должно быть ни одной ошибки, тогда задание считается выполненным правильно. | -выявить умение определять падежи существительных - показать свои знания - выявить задания, в которых допускаем ошибки (выполняют) | |
4.Взаимопроверка в парах по выработанным критериям. | Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь работами с соседом по парте. Поднимите руку, кто выполнил первое задание правильно. Поставьте + рядом с номером задания. Если задание выполнено неправильно, ставим - . (на доске в таблице отмечаю, сколько человек справились с заданием правильно) Верните работу. Встаньте те, у кого на листах возле каждого задания стоят все +. Вы сегодня молодцы! | проверяют | 4.Взаимопроверка в парах по выработанным критериям. Так по каждому заданию. на доске таблица: № | в классе | справились | 1. | | | 2. | | | 3. | | | 4. | | | 5. | | | 6. | | | |
5.Рефлексия | Какое задание было самым лёгким? Какое задание было самым трудным? Что получилось лучше всего? Где допускаете больше ошибок? Почему? -Вернёмся к задачам нашего урока. -Выскажите свое мнение по задачам урока по следующим критериям: -Всё понял и могу научить других… -Всё понял… -Понял, но были затруднения.. -Мне ещё трудно… -Мне требуется помощь в … | ответы учащихся | |
6. Домашнее задание. | выпишите из учебника по чтению 3 распространённых предложения, определите падеж всех существительных. | | |
Рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Цели урока были реалистичными, цель урока соответствовала возрастным особенностям учащихся. Обучение было направлено на повторение и закрепление данной темы. На уроке была запланирована индивидуальная и парная работа. Время обучения выдержалось. Задания, которые были подобраны, отвечают целям и задачам урока и обеспечивают его целенаправленность. В свой урок я бы добавила активную работу на уроке , для активности учащихся. |
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
| 1.Наиболее успешным получился этап настроя на урок, с помощью этого этапа дети были эмоционально настроены на урок. 2. Работа в парах также была более успешной, где дети работали в парах и была проведена взаимопроверка по эталону. 1. Я думаю урок могли бы улучшить, проведение подвижной физминутки и активные методы обучения.
Этот урок помог увидеть мне в моих учениках боязнь отвечать на вопросы и неуверенность в своих ответах. На будущее буду проводить как можно больше уроков с активной деятельность детей. |
Приложение 1.
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки 4) предлога
3. Напиши существительные во всех падежных формах
И.п. | кто? | собака | что? | облака |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
Т.п. 2) П.п. 3) В.п. 4) Д.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
4) стихи о весне (П.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
| |
| |
| |
| |
7* Составьте словосочетания глаг+сущ из слов левой и правой колонки. Запиши.
подарить нарисовать встретить учиться | школа игрушка сестра друг |
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Приложение 2
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
1) вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки
3. Напиши существительное во всех падежных формах
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
1)Т.п. 2) П.п. 3) В.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
| |
| |
| |
| |
Таблица результатов
№ | в классе | справились |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
Эталон взаимопроверки
кто? Друг И.п. кого? Друга Р.п кому? Другу Д.п кого? Друга В.п кем? Другом Т.п о ком? о друге П.п |
Критерии оценивания:
-выделяют окончания
-определяют падеж
Эталон взаимопроверки
кто? Друг И.п. кого? Друга Р.п кому? Другу Д.п кого? Друга В.п кем? Другом Т.п о ком? о друге П.п |
Критерии оценивания:
-выделяют окончания
-определяют падеж
Эталон взаимопроверки
кто? Друг И.п. кого? Друга Р.п кому? Другу Д.п кого? Друга В.п кем? Другом Т.п о ком? о друге П.п |
Критерии оценивания:
-выделяют окончания
-определяют падеж
-Выскажите свое мнение по задачам урока по следующим критериям:
-Всё понял и могу научить других……
-Понял, но были затруднения…..
-Мне ещё трудно …
-Мне требуется помощь в …….