2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) 2. Работа у доски Орфографическая разминка: Расположиться на опушке, прорастающие бураки, срослись друг с другом, собиратель былин, прилагать усилия, натирать паркет.
- Все ли записанные слова относятся к общеупотребительной лексике? - К какой группе слов относится слово «бурак»? - Что такое диалектизмы?
3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Найдите в записанных словосочетаниях слово, соответствующее данной схеме: (собиратель) - Каким способом образовано слово «собиратель»? - Итак, мы записывали словосочетания. Из них мы можем построить? … предложения - Запишем предложение, произведём его пунктуационный разбор. Пунктуационный разбор предложения. (один ученик у доски) Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий месяц5. - Найдите в записанном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, и произведите его словообразовательный разбор. - Найдите слово, образованное с помощью сложения, и произведите его словообразовательный разбор. 4. Индивидуальная работа по карточкам Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос). Карточка №1. Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна. Карточка №2. Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный. | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Абрамов И. Записывают под диктовку словосочетания Выполняют работу в тетради, слушают вопросы, дают ответы. Фофонова Я. Щиров А., Картамышев Ю. Калугин П. Тостухин Н., Макухин С. |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. 1) Объясните лексическое значение слова неволя. 2) Как образовалось данное слово? (Неволя ← воля). 3) А как образовано слово грустный? (Грустный ← грусть). 4) Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока. - Как образуются новые слова и при помощи чего? - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. - Что же мы с вами ещё не знаем? (Способы образования новых слов в русском языке). Устная разминка. - Что изучает морфемика? - Что называется корнем? - Что называется приставкой? - Что называется суффиксом? - Что называется окончанием? - Какие слова называются однокоренными? | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют слова, пытаются сказать, каким способом образовано слово. |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Определить способы образования слов: Наследник Последний Морозотрескучий Колючеметательный Вытягиваются Предчувствие
Словообразовательная цепочка. - Из «разбросанных» слов (учитель записал их на доске, пока уч-ся выполняли упражнение) составьте и запишите словообразовательную цепочку: а) окружной, округ, окружность, круг; б) разморозить, мороз, морозить, разморозиться - Какие способы образования слов встретились вам при работе со словообразовательными цепочками? Какие ещё способы вам известны? - Мы хорошо работали, повторили и закрепили материал по теме «Способы образования слов».
Работа по учебнику. Упражнение 173 – комментированное письмо Упражнение 174 – комментированное письмо Упражнение 176 - комментированное письмо | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют слова, отвечают на вопросы. |
6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре. Самостоятельная работа. (3 минуты) 1 уровень. Записать по 2 примера слов, образованных различными способами по теме «Школа» (в тетради). 2 уровень. Выполнение упражнения № 169 (1, с.96). Устная работа. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают руку, если не согласны с тезисом, не поднимают – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес.
Тест. 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход. 5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая. | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. |
7. Инф-я о д/з | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: Параграф 33 учить. Выполнить упражнение 175 или Подобрать по 8-10 примеров слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения) | Записывают д/р |
8. Подведение итогов, рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |