СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Основные способы образования слов в русском языке" 2 урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Основные способы образования слов в русском языке"  2 урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Основные способы образования слов в русском языке" 2 урок»


10.10. 17 год. Русский язык. 6 класс. (33 урок)

Тема: « Основные способы образования слов в русском языке»

Цели урока: выявление причин затруднений в собственной деятельности, формирование у учащихся навыков работы со словами, образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую; формирование у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с типом урока (урок открытия новых знаний).

Задачи урока: расширение понятийного аппарата (основные способы образования слов); формирование представления о существующих способах образования слов.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Метапредметные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Предметные: знать морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


2. Работа у доски

Орфографическая разминка:

Расположиться на опушке, прорастающие бураки, срослись друг с другом, собиратель былин, прилагать усилия, натирать паркет.



- Все ли записанные слова относятся к общеупотребительной лексике?

- К какой группе слов относится слово «бурак»?

- Что такое диалектизмы?



3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Найдите в записанных словосочетаниях слово, соответствующее данной схеме: (собиратель)

- Каким способом образовано слово «собиратель»?

- Итак, мы записывали словосочетания. Из них мы можем построить? … предложения

- Запишем предложение, произведём его пунктуационный разбор.

Пунктуационный разбор предложения. (один ученик у доски)

Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий месяц5.

- Найдите в записанном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, и произведите его словообразовательный разбор.

- Найдите слово, образованное с помощью сложения, и произведите его словообразовательный разбор.


4. Индивидуальная работа по карточкам

Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос).

Карточка №1. 

Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна.

Карточка №2.

 Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный.

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р




Абрамов И.


Записывают под диктовку словосочетания






Выполняют работу в тетради, слушают вопросы, дают ответы.





Фофонова Я.













Щиров А., Картамышев Ю.

Калугин П.



Тостухин Н., Макухин С.

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

1) Объясните лексическое значение слова неволя.

2) Как образовалось данное слово? (Неволя ← воля).

3) А как образовано слово грустный? (Грустный ← грусть).

4) Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока.

- Как образуются новые слова и при помощи чего?

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

- Что же мы с вами ещё не знаем?

(Способы образования новых слов в русском языке).


Устная разминка.

- Что изучает морфемика?

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Какие слова называются однокоренными?                   

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.



Слушают учителя, анализируют слова, пытаются сказать, каким способом образовано слово.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Определить способы образования слов:

Наследник

Последний

Морозотрескучий

Колючеметательный

Вытягиваются

Предчувствие



Словообразовательная цепочка.

- Из «разбросанных» слов (учитель записал их на доске, пока уч-ся выполняли упражнение) составьте и запишите словообразовательную цепочку:

а) окружной, округ, окружность, круг;

б) разморозить, мороз, морозить, разморозиться


- Какие способы образования слов встретились вам при работе со словообразовательными цепочками? Какие ещё способы вам известны?

- Мы хорошо работали, повторили и закрепили материал по теме «Способы образования слов».



Работа по учебнику.

Упражнение 173 – комментированное письмо

Упражнение 174 – комментированное письмо

Упражнение 176 - комментированное письмо


Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.







Слушают учителя, анализируют слова, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

Работа в паре.

Самостоятельная работа. (3 минуты)

1 уровень. Записать по 2 примера слов, образованных различными способами по теме «Школа» (в тетради).

2 уровень. Выполнение упражнения № 169 (1, с.96).

Устная работа.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают руку, если не согласны с тезисом, не поднимают – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.



Тест.

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) берёзовый, лесной;

3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ-палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.




7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

На выбор:

Параграф 33 учить. Выполнить упражнение 175 или

Подобрать по 8-10 примеров слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность