(СЛАЙД№1)Урок ознакомления с новым материалом по теме
«Возвратное местоимение СЕБЯ»
в 6 классе
Цель:
Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.
Задачи:
образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;
воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.
Ход урока
(СЛАЙД №2)1.Организационный момент
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Хочется начать урок словами известного баснописца русской литературы И.А.Крылова:
(СЛАЙД№ 3) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
Пусть эта фраза станет эпиграфом к нашей работе
2. Словарная работа
- Кого можно считать товарищем?
- Подберите синонимы к этому слову.
(СЛАЙД№ 4) Товарищ-приятель - друг
Что значит лад?
Лад – согласие; соглашаться, ладить.
- Оказывается, в создании лада большое значение имеют местоимения. О них мы сегодня и поговорим.
-А теперь давайте откроем рабочие тетради, запишем число и классную работу, а для темы урока оставьте чистую строку.
3.Повторение изученного материала.
- Прослушайте аудиозапись отрывка из песни «Родина моя» в исполнении Софии Ротару. (прослушивание)
(СЛАЙД№ 5) РОДИНА МОЯ
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я"
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря…
(вопросы по тексту)
- Понравилась ли вам песня?
- О чём здесь поётся?
- Кто представляет дружную семью нашей Родины?
- К какой части речи относятся такие слова?
(опрос по изученному)
(СЛАЙД№ 6) - Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
- К какому разряду относятся данные местоимения? (Личные)
- Как изменяется местоимение? (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.)
- Какими членами предложения могут быть местоимения? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.)
– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н? (После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.)
– А теперь отгадайте загадки:
1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).
4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).
5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).
6) Какие местоимения говорят о себе, что они самые чистые? (ВЫМЫТЫ).
- Запишите под диктовку словосочетания и определите падеж и число местоимений в словосочетаниях (пишут под диктовку):
Он (И.п.,ед.ч.) любит ее (Р.п., ед.ч), думает о тебе (П.п.,ед.ч.), идут с вами (Т.п,мн.ч.), тебе холодно (Д.п., ед.ч)
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте. (СЛАЙД№ 7)
(СЛАЙД№ 8) 4. Объяснение нового материала. (стук в дверь)
- Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем все вместе (чтение письма)
«Письмо возвратного местоимения».
«Здравствуйте, ребята! Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:
- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило прочитайте и хорошенько запомните.
А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут.
А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.
Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя.
Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно!
Всем ведь будет трудно без меня.
Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже.
С дружеским приветом – от себя».
- Кто же является автором необычного письма?
- А теперь нам нужно разделиться на 3 группы. (делятся на группы) Откройте учебники на странице169-ой и самостоятельно изучите параграф 70-ый. (СЛАЙД№ 9) Каждая группа учащихся получает задание и в течение минуты выполняет его:
1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам? (местоимение СЕБЯ не имеет формы именительного падежа.) (СЛАЙД)
2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам? (местоимение СЕБЯ не изменяется по числам.) (СЛАЙД)
3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ? (в предложении местоимение СЕБЯ всегда является дополнением.) (СЛАЙД)
(СЛАЙД№ 10) -А теперь запишите тему урока Возвратное местоимение себя.
-Запишите под диктовку словосочетания и определите падеж возвратного местоимения. (работа у доски по 1 человеку)
Быть требовательным к себе (Д.п.),
брать ответственность на себя (В.п.),
поставить перед собой цель (Т.п.),
не думать о себе (П.п.),
(СЛАЙД№ 11) 5.Физминутка.
-Присаживайтесь на свои места. И продолжаем работать.
- У вас на столах лежат карточки (карточки каждому ученику) Прочитайте и выполните задания:
1) найди словосочетания с местоимением СЕБЯ
2)определите падеж местоимения, число, род и заполните таблицу
3) подчеркните местоимение как член предложения:
падежи | пример | род | число |
И.п | - | - | - |
Р.п | для себя | - | - |
Д.п | по себе | - | - |
В.п | на себя, | - | - |
Т.п | за собой. | - | - |
П.п | о себе | - | - |
Уходит вверх, звучит бубенчик медный
И землю поднимает за собой.
(Рами Гарипов «Жаворонок»)
Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество. ( А. Суворов)
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов)
Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним. (А.Суворов)
Других не суди, на себя погляди. (Пословица)
Руби дерево по себе. (Пословица)
- А теперь проверим (СЛАЙД№ 12)
(В предложении местоимение СЕБЯ является дополнением).
-Следующее задание. Упражнение 402. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и обозначьте его падеж. (Выполняют устно)
Для себя (Р.п.) жить и тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить. Не кричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут. Нет лучше шутки, чем над собой(Т.п.). Кто только о себе(П.п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.
-Морфологический разбор слова шутки (1 человек разбирает у доски).
1.Шутки (чего?)- сущ.
2. Н.ф. шутка Пост. Нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Непост. Р.п., ед.ч.
3. Нет (чего?) шутки
5. Работа с фразеологическими оборотами.
-Ребята, вспомните что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову). (СЛАЙД№ 13)
- Приведите примеры фразеологизмов.
- Какой фразеологизм проиллюстрирован данным рисунком? (Выйти из себя)
- Подберите к данному фразеологизму антоним. (Взять себя в руки).
- В разных речевых ситуациях мы употребляем устойчивые выражения с местоимением себя, позволяющие выразить чувства, мысли. Важна их сочетаемость и правописание.
(СЛАЙД№ 14)
Чувствовать себя
Представлять себе
Вести себя
Держать себя
Отдавать себе отчёт
(работа по карточке) - Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок.
Бабушка плохо чувствует себя, ей ……… не по себе
Дедушка очень рассердился, был ………… вне себя
Он очень расстроился, но потом …………… взял себя в руки
Надо … владеть собой ……………………в любой ситуации.
«Он …… себе на уме ……………..» - так говорят про хитрых людей.
Чтобы быть воспитанным, надо много …… работать над собой
Он ничего не замечал вокруг, … ушел в себя
Всегда надо стараться …………………… быть самим собой
Она ……… строит из себя …………………неизвестно что.
Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе
- А теперь проверим, как вы справились с заданием. (СЛАЙД№ 15)
6.Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведём итог.
- С какими местоимениями вы сегодня познакомились? (с возвратными)
- На что указывает возвратное местоимение? (указывает на того о ком говорят)
- Каковы грамматические особенности возвратного местоимения? (не имеет И.п., не имеет рода и числа)
- Вспомните эпиграф нашего урока
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…(И.А.Крылов)
-Получилась у нас ладить?
- Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Л.Кассиль. (СЛАЙД№ 16)
(СЛАЙД№ 17) 7. Домашние задание
П.70, упр.403. Замените выделенные слова фразеологизмами;
найдите 6-7 пословиц с возвратным местоимением СЕБЯ;
сочините небольшую сказку, где ее героем будет возвратное местоимение СЕБЯ
- Посчитайте количество баллов, поставьте себе соответствующую оценку и назовите ее.
(СЛАЙД№ 18) -Всем спасибо за урок.