Урок 20. русский язык 6 класс
Тема: Правописание букв о-а в корнях гор-гар
Цели: повторение написания гласных в корнях с чередованием; обучение написанию нового корня с чередованием гар-гор, различение слов с чередованием в корне и слов с безударной гласной в корне; проектирование нового условия написания корней с чередованием, где выбор гласной зависит от ударения, составление алгоритма правила.
Планируемые результаты:
Предметные: знают условия выбора о - а в корне - гор - гар -; условия написания известных корней с чередующимися гласными; умеют применять полученные знания на практике; правильно выбирать гласную в корне гор – гар; отличать корни с че регулятивные (проблемная подача учебного материала; оценка);
Познавательные: ищут и выделяют необходимой информации;
регулятивные: выдвигают гипотезы и их обосновывают, самостоятельно формулируют правило.
Коммуникативные: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
Личностные: мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Тип урока: первичное обучение.
Ход урока
I этап. Оргмомент.
II этап. Понимание и постановка учебной задачи.
Выделите корни в словах
прилагаются - предложить, касаться - коснуться, замереть - замирать.
Какое языковое явление мы наблюдаем?
Мы помним, что при написании таких слов можно испытывать затруднения при выборе гласной.
Вставьте пропущенные буквы в слова и выделите орфограммы.
Непроходимые зар…сли, легкое прик…сновение, пол…гаться на свои силы, слабый р…сточек, проск…чить незаметно, зам…реть от страха.
От каких условий зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Приведите примеры.
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)
Итак, что это за корни?
Проблемная задача
Наблюдение
сгоревший угарный
загорать огарок
горит загар
- Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.
- Сформулируйте тему урока.
(Буквы о-а в корне гор-гар)
- Какие цели мы перед собой поставим?
Закончите предложения.
1) Познакомиться с правописанием ________ и научиться применять это ________ .
2) Находить слова с такими корнями в ___________ .
Посмотрите на тему урока . Чему вы должны научиться на уроке?
Мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и вспомнили, что написание гласных может зависеть:
а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.
Вернемся к нашим словам:
сгоревший угарный
загорать огарок
горит загар
- Зависит ли написание гласной в корне от последующей согласной, как в корне раст-рос?(нет, в корне всегда пишется р)
- Зависит ли написание гласной в корне от суффикса, как в корнях лаг-лож, кас-кос? (нет, суффиксы разные)
– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор? (другое условие)
Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков. В словах какого столбика вы без труда вставите буквы? Почему?
- Сделайте вывод.
Ученики формулируют правило, затем читают правило по учебнику (стр. 64), сравнивают свою формулировку с формулировкой учебника.
Правило:
В корне с чередованием гор-гар в безударном положении пишется О.
Запомни!
-Гар- или -гор-?-
Себя спрошу.
Без ударенья -
О пишу.
Посмотрите на картинку. Опишите, что произошло с пирогом? Запишите эти глаголы. Выделите корни в словах.
Проверка написания гласных в корнях. Фиксируется разное написание гласных.
Правильное написание слов.
Организация учителем рефлексии прежнего способа действий.
Может ли написание гласной в корне гар-гор зависеть от согласной или суффикса –а-?
III этап. Моделирование нового способа написания.
Выделите корни в словах (слайд 7, приложение 1).
заг…р – заг…реть
уг…рный – уг…ревший
разг…р – разг..рятся
В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему? Теперь посмотрите на слова второй колонки Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной
IV этап. Первичная проверка усвоения.
Задание-«ловушка»: вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных в корнях (слайд 11, приложение 1).
Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.
Организация учителем детской рефлексии (анализ ошибок).
Посмотрите на экран Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?
заблестали – блестки
подстелает – стелет
V этап. Первичное закрепление.
Найдите лишнее слово в цепочке
Горевать, гора, пригорок, пригореть.
Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.
Растение, выращивать, росток, распределить.
Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.
Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.
Лингвистическая игра «Составь слово»
На слайде поговорить, слагаемое, играть, читать, смеяться
От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое – корень, от глагола играть – суффикс, от глагола читать – окончание, от глагола смеяться – возвратный суффикс.
Работа в парах.
Составьте инструкцию (алгоритм) написания букв о-а в словах с корнем гор-гар.
Проверка и обсуждение работы. Чтение составленного алгоритма.
Инструкция:
Выдели корень гор-гар.
Поставь ударение.
Без ударения пиши букву О.
Исключения: пригарь, выгарки, изгарь.
Работа у доски.
Объясните правописание гласных, используя алгоритм.
На доске написаны слова:
Нагар, пригореть, угар, загореть, разгораться, перегореть.
Вывод: повторение правила
Слуховой диктант. Работа с сигнальными карточками.
Если в слове будем писать букву О, поднимаем зеленую карточку, если в слове будем писать букву А – красную.
Прогореть, загар, обгореть, сгореть, пригарь, выгорать.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму.
Разг..релся между Любой и Верой спор.
Полуобг..релый кузнец со своей добычей полез вниз. (А. Пушкин)
Груды углей без пламени ярко г..рели в темноте ночи, и около них бродили пог..релые жители Кистеневки. (А. Пушкин)
VI этап. Итоговый контроль усвоения. Диагностическая работа.
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.
Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.
Рефлексия
Какую учебную задачу вы решали?
Удалось ли ее решить?
В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?
Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-
Домашнее задание: На выбор 1. Выбрать из литературных произведений 5 предложений на изученную тему. 2. Составить самостоятельно 5 предложений с корнями гор-гар.
3. Составить словарный диктант с чередующимися гласными гор-гар (до 10 слов).