Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Конспект урока по русскому языку
во 2в классе
Тема урока:
«Составление текста по названию и опорным словам»
Подготовила
учитель начальных классов
Волошина Людмила Алексеевна
г. Энгельс
2016
Учебный предмет- русский язык
Класс – 2
УМК «Начальная школа XXI век»
Тема: «Составление текста по названию и опорным словам»
Дидактическая цель: создать благоприятные условия для обобщения знаний учащихся о тексте и его основных признаках, закрепления понятий «текст», «тема текста», «главная мысль», «опорные слова»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательная:
- закреплять умение работать с текстом;
-учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять свой текст с предложенным заголовком и ключевыми словами;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- осуществлять синтез как составление целого из частей
развивающая:
-развивать умения устно выражать свои мысли,
-развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-развивать мыслительную деятельность, культуру речи, воображение;
- формулировать собственное мнение и позицию
воспитательная:
-воспитывать любовь к родному языку, природе,
-побудить учащихся задуматься о том, что нельзя просто так вторгаться в мир природы;
- воспитывать нравственно-эстетические основы гражданственности и человечности.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные (П): формировать умение составлять текст по опорным словам, готовить к работе над планом текста;
Личностные (Л): содействовать сознанию ценностей изучаемого предмета; наличие мотивации к бережному отношению к природе, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Методы обучения: словесный, иллюстративный и практический
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко JI.B., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» для 2 класса, – М.: Вентана – Граф, 2013.-Ч.1,2
- ИКТ: мультимедийный проектор, презентация к уроку.
- карточки для индивидуальной работы (№1 и №2)
-творческие работы учащихся
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. - Вот с таким настроением мы и начнем нашу работу. | Подготовка класса к работе. |
2. 3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности . | 1. Введение в тему урока. Тест «Верные и неверные высказывания». - Я вам буду читать высказывания, а вы должны определить верное это высказывание или неверное. 1. Текст состоит из предложений. + 2. К тексту нельзя придумать заглавие. – 3. Все предложения в тексте имеют границы. + 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. – 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. + 6. Текст можно разделить на части. + 7. Каждая часть текста записывается с красной строки. + 2. Определение признаков текста. -Послушайте … Слайд №1 Берегите всё живое на Земле! Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, а море без рыб не море, а земля без зверей не земля. -Докажите, ребята, что перед вами текст, а не просто набор предложений. Слайд №2. -Продолжи предложения: Текст имеет… В тексте всегда есть… Текст можно… Текст можно разделить на… Предложения и части текста… Слайд №3-4 Загадка. В густом лесу под ёлками, осыпанным листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой. Слайд №5. Ёжик. - Что вы видите? -Сколько частей будет в нашем тексте? Как он называется? Какова его основная мысль? | Устное выполнение теста учащимися (фронтальная работа) Чтение текста подготовленным учащимся Дети доказывают, что перед ними текст. Слайд №1 Высказывания детей. Дети подводят итог, продолжая предложения о тексте Слайд №2. Чтение учащимися загадки, отгадывание Слайд №3-4 |
4. 5. 6. 7. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа учащихся. Рефлексия деятельности (итог урока) | 1. Формирование умений по ключевым словам, заглавию и основной мысли восстанавливать текст. Выполняется фронтально. 2. Постановка учебной задачи. -Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока? -Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его задачи. 3. Составление устного текста по заглавию и опорным словам -А что мы называем опорными словами? Слайд №7. Прочитайте опорные слова первой части. Какие предложения мы можем составить? Гриша и Вася были в лесу. Ребята собирали грибы. Слайд №8. Под старым пнем, они нашли ёжика. Слайд №9. Мальчики взяли его домой. Слайд №10. Ёж стал скучать. Он ничего не ел. Слайд №11 Составление заключительного предложения. 4. Составление заключительного предложения. Слайд №12 - 13 Составление заключительного предложения. Ребята отнесли ёжика обратно в лес. До свидания, колючий друг! 5. Словарная работа. Слайд №14 Гриша, Вася, в лесу нашли, ёжика взяли, домой стал, скучать ничего, не ел | были, и они мальчики, его ёж он ёжика | Ребята отнесли ёжика обратно в лес До свидания, колючий друг! 6. Подведём итоги первого этапа урока. Слайд №15 5. Практическая работа. Учащиеся самостоятельно записывают текст. 6.Чтение творческих работ, выполненных детьми 7 Работа в парах. - Выбери, какая пословица подходит к этому тексту? Хорошо в лесу, береги его красу. Кто лес любит и знает, тому он помогает. Сгубить легко, да душе каково? Лес без зверей, что изба без людей. 2. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Как оцениваете свою работу на уроке? - Мне понравилось…. Я доволен своей работой. - Мне было трудно… 3. Выставление оценок. 4. Домашнее задание | Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование). Дети читают, отвечают устно, затем сравнивают свой ответ с написанным на слайде определением опорных слов. Составление текста учащимися с использованием опорных слов и наводящих вопросов учителя. Учащиеся строят свои предположения, каким может быть заключительная часть текста. . Физминутка. Дети читают примерный текст, который они только что коллективно составили. Самостоятельно записывают текст с использованием опорных слов (КАРТОЧКА №1) Учащиеся работают в парах. (КАРТОЧКА №2) Дети выбирают пословицу, объясняют свой выбор |
Используемые источники:
1..Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко JI.B., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» для 2 класса, – М.: Вентана – Граф, 2013.-Ч.1,2
2. Методические пособия по русскому языку "Русский язык. 2 класс. Комментарии к урокам. ФГОС" Иванов, Кузнецоваs/29
/ 3.d3a27a19f085c59140f6199662cebad5
4. http://www.sochuroki.com/poslovicy-i-pogovorki-o-zhivotnyx/
5. 32_2030_b31db9355ce5e67a1a02a49aa4f3f81b