учитель: Сауренко Н.С.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси. | | Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке УУД: личностные |
2 | Сообщение темы урока Тема урока: «Возникновение письменности на Руси».  - А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему? - Какова же цель нашего урока?  Сегодня мы с вами узнаем: как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита как возникла письменность на Руси из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили в истории Руси.   - А путешествовать нам поможет историческая лента времени. | Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги. Побольше узнать о возникновении письменности на Руси. | Цель: создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. УУД: познавательные, личностные. |
3 4 Раб. в группе | - Итак, первый пункт перемещения – IV-III тысячелетие до нашей эры, т.е. более 5000 лет назад. Открытие новых знаний а) Знакомство с пиктограммами. «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно». Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма – «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. - Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать? - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? б) Расшифровка пиктографического письма.   а) Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас (работа в группах) Итак, повернитесь друг к другу, образуйте четверки и попробуйте расшифровать эту пиктограмму. б) Проверка – Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному? – Письмо это, конечно, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. – Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. - Где в современной жизни встречаются пиктограммы?  - Знакомы эти знаки? Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита? |   Здесь охотился на быков и отдыхал. Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке. (выслушать перевод обеих групп) У Вани есть книга о паровозах. Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно. Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д. -да Писали с помощью рисунков-пиктограмм | Цель: формировать представление о появлении письменности, проводить работу над лексическим значением слов УУД: регулятивные, познавательные. Цель: Развитие умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. |
5 Раб. тет. 6 | Возникновение славянской письменности. По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век.  Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Сол΄унь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? Авт.- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил: У. – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя  – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку. Выполним задание в рабочей тет. С.19 №2. - Итак как же алфавит, созданный Кириллом и Мефодием? - Так называлась славянская азбука изначально. Найдите в учебнике, как называлась славянская азбука потом?  В этой азбуке было 43 буквы. Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?  Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая проводится праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения». Динамическая пауза. | глаголица Стр.55 глаголица, потом кириллица. Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы. | Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки УДД: регулятивные, познавательные |
7 | Знакомство с летописями. - Продолжаем путешествие по ленте времени и перенесёмся в XII век.   «Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье». - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? – писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи. - От каких слов образовалось слово летопись? - Что записывали в летописях?  Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда. - Итак, что такое летопись? - Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков. – Летописи часто называли рукописями. Почему? | Это летописцы лето+пиши=летопись Записывались происходящие события по годам. Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа. Писали вручную. | Цель: формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах. УУД: познавательные, коммуникативные, личностные. |
Раб. в группе | Работа в группах А вот как писали на Руси книги, вы нам расскажите сами. Перед вами текст, вам нужно выбрать самое важное и рассказать это нам. 1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. 2. Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек. 3. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста.   Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не сливалась с предыдущей. Потом листы сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором. «Повесть временных лет» является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. О чем только не говорит Нестор в этом труде! О походах и свадьбах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории. - С «Повестью временных лет» более подробно вы познакомитесь в старших классах на уроках литературы. |  
| Цель: учить отбирать материал к данной теме. УУД: регулятивные, познавательные |
| – Мы закончили путешествие во времени. Возвращаемся в класс. Проверка знаний учащихся: для обобщения знаний давайте посмотрим видео | Электронное приложение | |
| - А сейчас мы ответим на вопросы мини-теста. Ответы будете записывать пиктограммами, в строчку. Возьмите листочки, попишите их.    Проверка:  Встаньте, у кого нет ошибок. 1-2 ошибки 3 ошибки более 3 ошибок ! Оценка деятельности учащихся. Итог: - Ребята, задайте каждый себе вопрос: что нового я открыл для себя на уроке? - Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей. Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного. | Конечно, нет. Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника. В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины. Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны | Цель: контроль предметных умений Цель: обобщение, формулировка вывода, самооценка УДД: регулятивные, личностные, коммуникативные |
| Выставка книг. - Ещё больше информации о возникновении летописи на Руси вы сможете узнать из книг, которые, наверняка, есть в нашей школьной библиотеке. | | Цель: формировать познавательный интерес к историческим материалам. УДД: личностные, познавательные |
| Рефлексия. (сигнальные карточки) З– Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями. Ж – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. К – Мне ещё трудно. Мне очень понравилась работа на уроке ……(поставить отметки) Домашнее задание стр. 55-58, в-сы Р/т с.19 №1,3 | | Цель: учить самостоятельно оценивать успех в учебной деятельности |
Ответы будете записывать пиктограммами, в строчку.