СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии: "Разметка тонколистового металла и проволоки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии для 5 класса по теме: "Разметка тонколистового металла и проволоки".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии: "Разметка тонколистового металла и проволоки".»

Конспект урока по теме: «Разметка тонколистового металла и проволоки».

Класс 5

Цели урока:

образовательная: ознакомить учащихся с правилами разметки тонколистового металла и проволоки, необходимыми инструментами для разметки, сформировать первоначальные умения и навыки разметки.

развивающая: научить производить разметку заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки;

воспитательная: воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе, прививать бережное отношение к материалам, их экономному расходование;

профориентационная: продолжить ознакомление с профессиями слесарь-разметчик, инструментальщик, воспитывать уважение к труду рабочего человека.


Материалы и оборудование: слесарные линейки, чертилки, кернер, разметочный циркуль, слесарный угольник, разметочный молоток, шаблоны, заготовки из тонколистового металла, образец готового изделия.


Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, совок хозяйственный, крючки дверные, образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.  Организационный момент:

1.1 Приветствие. Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

    2.  Проверка пройденного материала.

Тест 17. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки (10мин) - 2 варианта.










3. Изложение нового материала.

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Записать в тетрадь:
Разметка – нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.
    Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера (рис. 65) (Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).

Для чего же применяется каждый инструмент?
Слесарный угольник (рис. 65, б) применяется для разметки и проверки прямых углов.
    Чертилка (рис. 65, в) представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок (линий) на заготовку. Чертилки бывают различных конструкций.
   

    Разметочный циркуль (рис. 65, г) позволяет наносить на заготовку окружности и дуги. Чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке, в центрах этих окружностей с помощью кернера наносят неглубокие лунки.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:
-        для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;
-        для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.
Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.
Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.
Записать в тетрадь:
Разметочные инструменты:
а) чертилка;
б) разметочный циркуль;
в) кернер;
г) измерительная линейка;
д) слесарный угольник;
е) разметочный молоток.

 Технология выполнения разметки. Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов. Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы. Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.
Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали. При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.
При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.
Разметка по шаблону применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.
Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.
На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации – слесари-инструментальщики. (сообщение учащихся о профессиях слесарь - разметчик, инструментальщик).
Разметка – очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Виды брака и возможности его устранения.
Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.

4. Вводный инструктаж.
Организация рабочего места.
1.  На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.  Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

 Правила безопасности труда.
1.  Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.
2. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Разметка заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки.
1. Изучив технологическую карту, выполните разметку заготовки корпуса хозяйственного совка.
2. Рассчитайте длину заготовки крючка дверного (см. рис. 59, в) и разметьте место отрезки проволоки.
3. При помощи шаблона выполните разметку воздушного винта (рис. 68).

6. Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Возможные ошибки при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.

7. Заключительный инструктаж.
Контроль выполненной работы в процессе сдачи учащимися заготовок. Разбор допущенных учащимися ошибок.

Оценка выполненной работы.

Сдача дежурным разметочного инструмента.

8. Уборка рабочего места.