СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии: "Резание металла слесарной ножовкой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии для 6 класса по теме: "Резание металла слесарной ножовкой".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии: "Резание металла слесарной ножовкой".»

Конспект урока по теме: «Резание металла слесарной ножовкой».

Класс: 6

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой;

развивающая: сформировать  умения и навыки резания  заготовок из сортового  проката

воспитательная: воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе; способствовать развитию моторики.

профориентационная: продолжить ознакомление с профессиями слесаря, воспитывать уважение к труду рабочего человека.

Тип урока: комбинированный и (освоение новых знаний, умений и  навыков, обобщение и систематизация изученного)

Материалы и оборудование: слесарный верстак, тиски, напильник трёхгранный, заготовки, слесарные ножовки.

Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, технологические карты, образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся

Ход урока:

       1.  Организационный момент:

1.1 Приветствие. Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

    2.  Проверка пройденного материала.

Разминка. Задачи на РТМ (развитие творческого мышления)

«Продолжи пословицу»

Дело мастера…(боится)

Не говори, что делал…(а говори, сто сделал)

У плохого мастера и..( пила плохая)

Птицу узнают в полете, а…(человека в работе)

Срубил дерево - …(посади два)

Глаза боятся, а…(руки делают)

Труд человека кормит, а…(лень портит)

Кто любит труд, того …(люди чтут)

За много дел не берись, а в …(одном отличись)



Загадки «Рабочий инструмент, рабочие профессии»

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой –

Потерял болтун покой (отвертка)



Скоро ест,

Мелко жует,

Сама не глотает,

А другой сыт бывает (пила)

Тит на работу вышел,

Каждый услышал.

Сам он худ, голова с пуд,

Кто ударит – крепко станет (молоток)



У конька, у горбунка

Деревянные бока.

Кто зажмет его в руке,

Заскользит он по доске (рубанок)



Телом вертким, как змея,

В доску вкручиваюсь я (сверло)



У них тяжелый труд:

Все время что-то жмут (тиски)



Что за слово, угадай,

Части в нем – загадки:

Первая – нота,

Втора – игра,

Целое встретится у столяра (долото)



На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг (токарь)

Фронтальный опрос

1. Назовите наиболее распространенные профили проката.

2. Охарактеризуйте технологическое свойство металла – обрабатываемость резанием.

3. Назовите область применения сортового проката (шестигранник, круг, уголок).

3. Изложение нового материала.

3.1 Сообщение темы и цели урока.

3.2 .Сообщение учащихся



Из истории резания металлов.

Вклад отечественной науки в историю резания. В начале 18 в. русский механик и изобретатель А.К.Нартов создал самоходный суппорт для токарного станка. В середине 18 в. гениальный русский ученый М.В. Ломоносов изобрел сферотокарный станок для обработки металлических зеркал, построил шлифовальный станок. Основоположник учения о резании металлов – профессор И.А.Тиме, впервые сформулировавший основные законы резания. Он подробно описал процесс образования стружки, дал ее классификацию, формулу расчета силы резания.

Начало научного исследования микрогеометрии обработанной поверхности положено профессором В.Л. Челышевым, при содействии которого на Тульском оружейном заводе проводились измерения размеров и шероховатостей обработанных поверхностей. Профессор К.А.Зворыкин изложил теорию для определения сил резания в 1912 г. Я.Г.Усачев подробно исследовал явления , происходящие при резании металлов. Он применил металлографию для исследования процессов резания и разработал метод определения температуры рабочей части резца с помощью термопары.

Широкое развитие наука получила именно в нашей стране. Советские и российские ученые внесли большой вклад в разработку и внедрение в производство процесса резания на высоких режимах, в создании усовершенствованных конструкций режущего инструмента .

Важную роль в развитии теории резания металлов играет связь с производством. Часто изобретение рабочего находит теоретическое обоснование в трудах ученых, а затем широко применяется в промышленности

2.3. Объяснение материала учителем.

Резание сортового проката производят различными слесарными инструментами: ножовками, ножницами, труборезами, слесарной ножовкой (дем. инструментов). Слесарные ножовки бывают следующих видов: с раздвижной рамкой, с цельной рамкой, ножовки – шлицовки (дем.).

Ножовочное полотно представляет собой тонкую полоску из инструментальной стали с двумя отверстиями на концах.

На кромках полотна нарезаны зубья.

Учитель демонстрирует ножовочные полотна и показывает, как правильно крепится полотно в рамке ножовки. Обращает внимание, что зубья должны быть направлены в противоположную от руки сторону, а натяжение полотна должно быть таким, чтобы не вызвать поломку полотна ( дем. на плакатах).

Резание проката. Заготовку надежно закрепляют в тисках, на месте разреза делают пропил ребром трехгранного напильника. Во время работы необходимо принять правильную рабочую позу ( рис. 65). Для этого:

Встать вполоборота к тискам;

Рукоятку ножовки обхватить пальцами правой руки, конец рукоятки должен упираться в середину ладони, а большой палец должен лежать на рукоятке сверху, вдоль нее;

Левой рукой взять рамку ножовки так, чтобы большой палец находился внутри рамки, а остальные обхватывали гайку барашек и натяжной винт (рис. 66).

Во время работы ножовку необходимо держать прямо, чтобы не получилось косого среза. Работать, передвигая ножовку плавно, без рывков. Нажимать ножовкой на заготовку только при движении вперед.

Место резания располагают на расстоянии 10-15 мм от края губок.

Если толщина заготовки расстояния 3-ех зубьев полотна, заготовку зажимают между двумя деревянными брусками. Если заготовка имеет большую длину и рамка упирается в ее торец, то полотно крепят таким образом (слайд 12), т.е. складывают несколько штук вместе и закрепляют в тисках, после чего обрабатывают.

При резании заготовок, имеющих ребра или острые кромки, следует соблюдать правило:

Резание должно идти по направлению от плоскости к ребру.

В серийном производстве часто используют механические дисковые и ленточные пилы (рис. 67).

4. Вводный инструктаж.
Правила техники безопасности:
1) Работать только исправной ножовкой с прочно закрепленным и правильно натянутым полотном.
2) Ручка ножовки должна быть прочно насажена, и не иметь трещин.
3) Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья.
4) Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками.
5) Поддерживать отрезаемую часть заготовки, чтобы она не упала и не повредила ноги.
6) Оберегать руки от ранения зубьями полотна и острыми краями заготовок. Класть ножовку на верстак полотном от себя.

5. Практическая работа «резание металла слесарной ножовкой».
1. Организация рабочего места. Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: тиски, трехгранный напильник, слесарная ножовка, чертилка, молоток, штангенциркуль, заготовка, шлифовальная шкурка, линейка, карандаш.
Задание:
1. Разметьте заготовки шаблона для контроля углов (рис. 60), приспособления для изготовления заклёпок (рис. 61), нутромера (рис. 66, в) и других деталей.

2. Разрежьте заготовки.

3. Проверьте размеры заготовок по чертежу.

По окончании работы осуществляется проверка правильности выполнения заданий.


6. Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Возможные ошибки:
1) Косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в сторону.
2) Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания частей заготовки. (Причины: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка)

7. Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно-полезном труде; установка на следующий урок: на следующем уроке продолжится изучение приемов и способов обработки сортового проката резанием. Учащиеся получат новые знания и приобретут практические умения при рубке металла.

Домашнее задание:

Разработать технологическую карту на изготовление изделия из сортового проката с использованием слесарной ножовки;

Прочитать конспект и учебник на стр.74-86, ответить на вопросы.

Подготовить информацию на тему «Рубка металла как технологический процесс» (индивидуальные задания с использованием дополнительных источников информации)

8. Уборка рабочих мест.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!