План-конспект урока.
Класс 7, 1 четверть. Дата: г.
Тема программы: «Обработка подкройной обтачкой среза горловины ночной сорочки».
Тема урока: «Обработка подкройной обтачкой среза горловины «каре»».
Цель урока: выполнить учащимся обработку фигурного выреза горловины «каре» подкройной обтачкой на образце.
Задачи:
обучающая - закрепление знаний учащихся по изготовлению ночной сорочки; совершенствовать знания, профессиональные умения и навыки по обработке среза горловины подкройной обтачкой;
коррекционно – развивающая - корректирование логического мышления на основе плана обработки среза горловины, осуществления самоконтроля во время практической работы; коррекция мелкой моторики рук в процессе работы, развитие глазомера, самостоятельности;
воспитательная - привитие качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда; воспитание чувства ответственности за выполнение задания; соблюдение правил безопасной работы.
Тип урока: комбинированный урок по формированию умений.
Методы обучения: словесный (беседа с закреплением материала), наглядный (учебная демонстрация, наблюдения), практический (упражнения).
Объект труда: образец горловины фигурной формы «каре».
Межпредметные связи:
развитие речи - знание пословиц о труде;
русский язык - написание слов: подкройная обтачка, каре.
Материально – техническое оснащение:
1.Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления.
2.Карточки – задания.
3.Образцы объекта труда разной сложности.
4.Предметно – операционные карты по изготовлению горловины формы «каре».
5.Подробный словесный план по операционной обработке среза горловины.
6.Карты пооперационного контроля.
7.Учебник: 7 кл., стр. 60,61.
Ход урока.
1.Организационная часть – 3 мин.
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка готовности учащихся к уроку.
Ну, давай, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке -
Карандаши, линейки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять?
Молодцы! Я думаю, что вы все сегодня получите только хорошие и отличные оценки.
2.Вводный инструктаж – 25 мин.
2.1Сообжение темы и цели урока.
2.2.Повторение пройденного материала.
Учитель предлагает учащимся составить план работы по изготовлению ночной сорочки (уч. 7 кл. стр.45).
Повторение этапов изготовления ночной сорочки мы проведем в виде игры «Вопрос – ответ». На экране «Наши успехи» 1 балл – 1 правильный ответ. Итог: 6-7 баллов оценка «5», 5-6 – «4» и т.д.
1. Снятие мерок. Ученики должны поднимать таблички с обозначением мерок.
Вопросы:
- Эта мерка определяет размер изделия и ширину сорочки (Сг). Кто хочет показать на манекене снятие этой мерки?
- Какая мерка нужна для определения длины сорочки? (Ди).
- Эту мерку снимают вокруг правой руки на уровне угла подмышечной впадины. Она нужна для определения ширины рукава (Оп).
- Какую мерку снимают по линии шеи, для расчета выреза горловины? (Сш)
2.Построение чертежа.
Учитель показывает на чертеже ночной сорочки контурные срезы – учащиеся отвечают по порядку.
Сколько деталей имеет крой ночной сорочки без плечевого шва? (1)
Как она называется? ( Перед и спинка)
3. Подготовка деталей выкройки к раскрою.

4. Пошив ночной сорочки.
Учитель предлагает учащимся составить план пошива из разрезанных пунктов
плана. Учащаяся, первая составившая план пошива, проверяет у остальных и ставит балл на экране. Учитель подводит итоги опроса. Молодцы!
2.3.Изложение нового материала.
Учитель вывешивает на доску картинки с фасонами ночных сорочек.
В чем отличие данных фасонов? (Форма выреза горловины разная).
Учитель показывает образцы готовых ночных сорочек на манекенах.
Каким способом можно обработать вырез горловины? (Обтачками: косой - окантовочным швом, подкройной). Словарь – подкройная обтачка.
Почему обтачку называют подкройной? (Выкраивается по форме выреза горловины).
Тема урока: «Обработка подкройной обтачкой среза горловины «каре»».
Словарь - каре. Посмотрите на образцы.

Сравним 1 и 2 образцы, найдем сходство и различие.
Сравним 2 и 3 образцы, найдем сходство и различие.
2.3.1.Технология изготовления образца горловины «каре».
Учитель предлагает учащимся на магнитной доске составить план обработки среза горловины из образцов, доведенных до разной степени готовности. Ученики подбирают и проговаривают вслух последовательность действий по технологии обработки среза горловины «каре» подкройной обтачкой из отделочной ткани.
Предметно-операционная карта составлена правильно если, перевернув пункты плана, получится пословица:
« Дерево ценят по плодам, а человека – по делам».
2.3.2.Показ и объяснение приемов выполнения упражнений по обработке среза горловины: обтачивание горловины на ширину рожка лапки; выметывание канта из обтачки; наметывание и настрачивание обтачки.
2.3.3.Объяснение способов предупреждения ошибок и дефектов в работе (элементы самоконтроля).
Учитель выдает каждому обучающему карту пооперационного контроля.
Карта пооперационного контроля
«Обработка среза горловины подкройной обтачкой»
№ п/п | Фамилия и имя учащегося | Технологические операции и критерии их оценки | Оценка (сумма баллов) |
Точность определения середины | Обтачка притачена на ширину рожка лапки | Наличие надсечек (есть/нет) | Наличие канта (есть/нет) | Ровность строчки по краю обтачки | |
1. | Таня В. | + | + | + | + | + | 5 |
2.3.4.Безопасные приемы труда и повторение правил ТБ.
2.3.5.Физкультминутка (см. кинезиологические упражнения).
2.3.6.Задание на урок: выполнить образец горловины «каре», проверить его качество и оформить в альбом.
Учитель, учитывая индивидуальные возможности учащихся, конкретизирует задание: учащиеся 1 группы выполняют обработку среза горловины «каре» отделочной подкройной обтачкой на лицевую сторону с настрачиванием тесьмы;
2 группы – обрабатывают срез горловины подкройной обтачкой из отделочной ткани на лицевую сторону;
3 группы - обрабатывают срез горловины подкройной обтачкой на изнаночную сторону. (Выдает образцы)
Учитель просит учащихся организовать рабочее место и подготовить все необходимое для работы.
- Какую операцию мы будем выполнять первой?
3. Практическая работа– 40 мин.
3.1. Текущий инструктаж – целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Оказать помощь затрудняющимся учащимся.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися текущего и заключительного самоконтроля. Провести приемку и оценку работ, оформленных в альбом.
3.2. Словесный отчет учащихся о проделанной работе.
-Что мы узнали сегодня на уроке?
4. Заключительный инструктаж -7 мин.
4.1. Сообщение оценки работы каждого учащегося.
4.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
4.3. Демонстрация лучших работ.
4.4. Домашнее задание: Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.
Учебник «Швейное дело». 7 класс, стр.60,61.
5.Уборка рабочих мест – 5 мин.
Учитель технологии: Н.Л.Чистотина.