СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борискинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский муниципальный район

Республика Татарстан

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.

Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.

Фартук. Снятие мерок.

 

 

 

 

Подготовила учитель технологии:

Кимаева Л.А.

 

 

 

 

2014-2015 у.г

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.

Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.

Фартук. Снятие мерок.

 

 

 

Цели урока:

Образовательные - ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека.

Развивающие - развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

Воспитательные - формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, сантиметровая лента. 

 

Задачи:

  1. Знакомство с историей создания одежды, с основными видами одежды;
  2. Формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности к работе;
  3. Обучение снятию мерок.

 

Оформление: таблица, карта-путешествие, выставка одежда.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая работа
  5. Итог урока

Ход урока.

  1. Организационная часть

 

Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

 

  1. Повторение пройденного материала.

 На прошлом уроке мы с вами изучили  «Виды швов» и выполнили на практике. Давайте вспомним,  какие швы знаете. Где можно применить эти швы. Покажите на образце.

  1. Изучение новой темы.

 В начале  изучения новой темы мне хочется предложить вашему вниманию небольшой рассказ С. Могилевской «Две хозяйки». Я надеюсь, что послушав его, вы без труда назовете «главного героя» сегодняшнего урока.

Рассказ «Две хозяйки»

«Две хозяйки»

С. Могилевская.

Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:

·                    Ох, устала!

·                    Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось    оладьи жарила?

·                    Оладьи. А ты откуда знаешь?

·                    И клюквенный кисель варила?

·                    Что верно, то верно! Вкусный получился.

·                    А борщ-то томатом заправляла?

·                    Да ты откуда такая догадливая?

·                    Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

·                    Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу,

какова ты будешь, когда с обедом управишься.

·                    Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

 

 

Так кто же он – «герой» нашего урока?

Конечно же, фартук.

Сегодня мы начинаем с вами изучать большой раздел «Технология изготовления швейного изделия – фартука». И тема нашего первого урока «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука».

- Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим? (Формулирование учащимися учебных задач):

- ознакомиться с видами одежды,  с историей фартука;

- научиться правильно измерять фигуру человека и грамотно записывать мерки.

- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

Фартук является частью  или элементом одежды.

И, нравится нам это или нет, а одежда играет значительную роль в жизни человека.

«Встречают по одежке, а провожают по уму» - недаром в народе ходит такая пословица.

А как вы её понимаете?

Но всё-таки первое впечатление о человеке складывается во многом благодаря его внешнему виду, манере одеваться, самой одежде.

- А для чего нужна одежда? В чем состоит её назначение?

Итак, начинаем…

Сегодня мы с вами на уроке побываем в «Стране мастериц». Первый этап нашего пути –«Ателье мод». 

Вопрос: Что такое одежда?

Одежда- это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).

Назначение одежды – прикрыть тело, защитить его от холода, грязи, определить статус человека, его положение в обществе.

Одежда очень многое может сказать о человеке

 

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. (Изобразить схематически на доске, девочки зарисовывают в тетрадь).

Одежда

           

Бытовая

 

Производственная

 

Спортивная

 

Форменная

- повседневная

- торжественная

- домашняя

- рабочая одежда

 

- специальная

- одежда медиков, продавцов

 

- одежда для занятия спортом

 

- форма милиционеров, военных, железнодорожников и др.

(девочкам предлагается выбрать на выставке рабочую одежду выставка рисунков)

Вопросы:

  1. Для чего предназначена рабочая одежда?
  2. Что может входить в комплект рабочей одежды?
  3. Что такое комплект одежды?

Комплект одежды  это одежда, состоящая из двух и более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

Из того можно сделать вывод, что комплект одежды, состоящий из фартука и головного убора, можно рассматривать как рабочую одежду (если ее надевают для выполнения работ в бытовых условиях).

Требования к рабочей одежде:

1.

Фартук – для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения.

2.

Следующий этап – озеро «Историческое».

(доклад ученицы 5 класса)

Третий этап – «Храбрая Портняжка»

Отгадайте загадки:

  1. Неграмотный, а весь век пишет. (карандаш)
  2. Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (бумага, буквы)

 

Молодцы, девочки! И как вы уже, наверное, догадались, что на этом этапе нам понадобиться карандаш, бумага и сантиметр. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);

  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.

На уровне середины колена проходит линия колен

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Мерки снимаются по определенным правилам.

                                                  Правила при снятии мерок

1.      Мерки снимаются по правой стороне фигуры.

2.      Талию предварительно опоясывают шнуром.

3.      При снятии мерок измеряемый должен сто ять прямо без напряжения.

4.      Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.

5.      Мерки длины записываются полностью.

Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука.

 

Физкультминутка

Презентация или   игра «Ёжики»

 

Текущий инструктаж

Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Практическая работа: “Снятие мерок”.

Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)

  1. Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).
  2. Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
  3. Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.

Следующий этап – «Ворота Знаний»

 

Предлагается задание «Поле чудес»

  1.  Задание : Головной убор, слово,  состоящее из 7 букв.

к

о

с

ы

н

к

а

  1. Задание: Рабочая одежда, слово, состоящее из 6 букв

ф

а

р

т

у

к

  1. Задание : Чертеж изделия в натуральную величину, слово, состоящее из 8 букв.

в

ы

к

р

о

й

к

а

 

          Закрепление материала.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

·                    По какой стороне фигуры снимают мерки?

·                    С помощью какого приспособления снимают мерки?

·                    Как записывают мерки длины и обхватов?

·                    Как расшифровать мерки Ди, От, Об, Ст, Сб?

·                     

Рефлексия. Подведение итогов. 

1.                было интересно…

2.                было трудно…

3.                я научилась…

4.                меня удивило…

5.                мне захотелось… 

 

Выставление оценок за урок.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу.

 

        

Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником

Обозначе ние мерок

Название мерок

Порядок  

снятия мерок

Назначение мерок

Мои мерки

1.Ст

Полуобхват талии 

Измеряется по самому узкому месту туловища 

Для расчета длины пояса 

 

2. Сб 

Полуобхват бедер 

Измеряется по линии бедер горизонтально 

Для расчета ширины фартука 

 

3. Дн

Длина нагрудника 

Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины 

Для определения длины нагрудника 

 

4. Днч 

Длина нижней части фартука 

Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины. 

Для определения длины фартука 

 

 

к

о

с

ы

н

к

а

 

ф

а

р

т

у

к

 

в

ы

к

р

о

й

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История фартука.

  Своя история есть и у фартука.

Начинается она с Древнего  Египта.  Фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковые стеблей.

Интересно, что изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба (его носили исключительно мужчины). С течением времени он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды. Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали его для защиты своей одежды. Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара, цеховые мастера.

Со временем женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины. В17  веке  фартук непременно украшал жён  именитых горожан.

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Сейчас это странно слышать, но знатные дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку. Их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто - украшенные вышивкой и дорогими кружевами.

Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма.  Девочек одевали как маленьких женщин: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок.

Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму.

Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского.

Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень,  фартук,  хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные...

Нагрудники имеют очень красивую вышивку.

- Знаете ли вы, какое основное значение имела вышивка  на Руси? 

Охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.

Во время первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными мастерами, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью одежды для работы в домашних условиях и на производстве.

Однако в наши дни на производстве вместо фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.