СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Состав вещества. Смеси.

Цели: 1)Обобщить понятие о составе  вещества и смеси веществ.       

           2) Закрепить  способы разделения смесей, с классификацией смесей;

           3)Развивать умение работать с учебником, анализировать и делать выводы..

 

Тип урока: комбинированный

Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, мультимедейный проектор.

 

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Обеспечение мотивации и внимание учащихся.
  3. Повторение изученного материала.

Актуализация знаний учащихся.

-Какие системы называют дисперсными?

Как классифицируется дисперсные системы по агрегатному состоянию

дисперсионной среды и дисперсной фазы?

-Как подразделяют грубодисперсные системы?

-Как подразделяют коллоидные системы?

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"»

Тема: Состав вещества. Смеси.

Цели: 1)Обобщить понятие о составе вещества и смеси веществ.

2) Закрепить способы разделения смесей, с классификацией смесей;

3)Развивать умение работать с учебником, анализировать и делать выводы..


Тип урока: комбинированный

Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, мультимедейный проектор.


Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Обеспечение мотивации и внимание учащихся.

  3. Повторение изученного материала.

Актуализация знаний учащихся.

-Какие системы называют дисперсными?

Как классифицируется дисперсные системы по агрегатному состоянию

дисперсионной среды и дисперсной фазы?

-Как подразделяют грубодисперсные системы?

-Как подразделяют коллоидные системы?



4. Основной этап

Восприятие и осмысление новых знаний


Одной из задач химии является изучение состав и свойств веществ.

Для этого вещества должны быть чистыми, не содержать примесей других веществ.

Чистыми называются вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.

В природе, в промышленности, в повседневной жизни мы встречаемся не с чистыми веществами, а гетерогенными и гомогенными смесями.

Если чистые вещества обладают постоянными свойствами, то смеси не имеют постоянных свойств. Смеси характеризуются тем, что их состав и свойства непостоянны. Различают смеси однородные и неоднородные.

Однородные – это такие смеси двух или нескольких веществ, в которых нельзя обнаружить частицы других веществ даже под микроскопом.

Неоднородные – это такие смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.


Способы разделения смесей

Способы разделения неоднородных смесей


1. Отстаивание 2. Фильтрование 3. Действие магнитом

основан на различной основан на различной основан на способности

плотности веществ пропускной способности железы и его сплавов

пористого материала – намагничиваться.

фильтра, по отношению

к составляющим смесь

частицам.


Способы разделения однородных смесей


1. Выпаривание - выделение нелетучих твердых веществ из раствора в

летучем растворителе

2. Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов.

3. Дистилляция - лат. distillatio — стекание каплями) — перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров

4. Хроматогрфия - от др.-греч. χρῶμα — цвет)  — динамический сорбционный метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твердая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)


Смеси



Гомогенные Гетерогенные

Гетерогенные смеси называют дисперсными системами.

Гомогенные смеси называют растворами.

В1799г Ж.Л.Пруст - закон постоянства веществ. Закон справедлив для веществ молекулярного строение.


Мр(СН4)= 16г/м


(С)=12/16=0,75% (Н)=4/16=0,25% 100%-75%=25%


Задача №1

В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка.Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?

Ответ: масса цемента=37.5 кг; масса песка=112,5кг.


5.Этап закрепление и обобщение полученных знаний.

Задача №2

Какую массу железа можно получить из2,5 т красного железняка Ге2О3,содержащего 20 % примесей ?


Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

Информация о д /з П.З.12 №4,5.6





























Дисперсные системы – это гетерогенные системы, в которых одно или несколько веществ в виде мелких частиц распределены в другом веществе. Дисперсия означает рассеяние, раздробление. Вещество, в котором происходит распределение, называют дисперсионной средой, а вещество, которое распределяется, - дисперсной фазой.

Дисперсные системы состоят из двух или нескольких фаз. Каждая фаза отделена от другой, поверхностью раздела. Частицы дисперсной фазы состоят из множества молекул, атомов или ионов. В зависимости от размера частиц различают дисперсные системы:

  1. высокодисперсные или коллоидные (коллоидные растворы)

  2. грубодисперсные или взвеси.

Коллоидные растворы называют золями. Примерами коллоидных растворов являются золи гидроксида железа (III), кремниевой кислоты, лимфа, цитоплазма, кровь. Золи с водной дисперсионной средой называют гидрозолями. Коллоидные и грубодисперсионные системы с газовой (воздушной) дисперсионной средой – это аэрозоли, например дым, туман, пыль, смог. В виде аэрозолей сжигают жидкое и твердое топливо, наносят лакокрасочные покрытия, используют лекарственные препараты, продукты бытовой химии, парфюмерные изделия.

В отличие от истинных растворов для золей характерно рассеяние света коллоидными частицами – эффект Тиндаля: при пропускании через золь луча света в затемненном помещении виден светящийся конус. Так можно распознать, является данный раствор истинным или коллоидным.

Эффект Тиндаля аналогичен явлению, когда в комнате в пучке солнечного луча хорошо видны сверкающие частички пыли. Такое явление можно наблюдать в кинотеатре в луче кинопроектора, при освещении туманного воздуха фарами автомобилей, прожекторами.

При нагревании или под действием других факторов коллоидные частицы укрупняются (слипаются). Соединение частиц в более крупные агрегаты называют коагуляцией. При коагуляции частиц коллоидной системы золи превращаются в студенистую массу, которую называют гелем. В этом случае вся совокупность коллоидных частиц, связывая растворитель, переходит в своеобразное полужидкое – полутвердое состояние; система теряет текучесть. Многие гели известны нам из повседневной жизни: желе, мармелад, простокваша.

Грубодисперсные системы



Суспензии Эмульсии

Суспензии – это дисперсные системы, в которых дисперсионной средой является жидкость, а дисперсной фазой – твердое вещество, нерастворимое в жидкости, например глина в воде.

Эмульсии – дисперсные системы, в которых дисперсионная среда и дисперсная фаза являются несмешивающимися жидкостями, например молоко, лимфа, смесь подсолнечного масла с водой, водоэмульсионные краски.

Суспензии и эмульсии мутные, частицы или капельки видны невооруженным глазом. Суспензии легко осаждаются, взвешанные твердые частицы задерживаются обычными фильтрами.

Дисперсионная среда и дисперсная фаза могут быть в различных агрегатных состояниях.

Дисперсные системы



Газообразной дисперсионной Жидкой дисперсионной твердой

средой средой средой

(туман, дым) (эмульсии, суспензии, пена) (сплавы металлов)

Дисперсные системы распространены в природе (яичный белок, цитоплазма, кровь) и играют важную роль в физиологических процессах. Они применяются в быту (продукты питания, зубная паста, клей, лаки, духи), медицине, сельском хозяйстве, промышленности (производство сплавов, красок).

III. Применеие знаний, умений и навыков.

Выполнение упражнений 1,2.

IV. Д/З s 15, упр. 3-4.


Скачать

© 2016, 1796 39

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!