Урок русского языка по теме:
«Деепричастие»
Выполнила:
Комиссарова И.В. - учитель русского языка и литературы ВК категории
МБОУ Заводская СОШ Калачеевского района Воронежской области
2017 г.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3-8
Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 9-18
Литература………………………………………………………………….. 19
Приложение………………………………………………………………… 20-21
Введение.
Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и метапредметных задач.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним».
Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).
Аргументация.
Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Актуальность.
Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления
М.М. Бахтин
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели данного занятия:
Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
Содержательная:
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание.
Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.
Результаты занятия.
Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
Овладение техникой построения текста;
Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
Овладение основными ресурсами аргументации;
Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;
Модель
урока русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Ресурсы: Учебник Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные задачи | УУД |
1.Организа ционный. | – Ребята, начнем наш урок с игры. Я, ты, он, она - Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. -Давайте с хорошим настроением продолжим урок. Проверяет готовность класса к уроку. -Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? | Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах. Рассаживаются по группам. | - | РегулУУД:умение управлять своей деятельностью |
2.Мотивация учащихся к учению. Актуализа ция ранее полученных знаний | - Ребята, как вы считаете, легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть - Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это "Ночь на Днепре" (Слайд 3 с репродукцией картины). Подготовленный рассказ учащегося о художнике. -Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку. 1) манит, открывать, поднялся, затягивая 2) высоко, изогнув, темно, вверху 3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая - Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание (Слайд 4). . | (ответы учащихся: Ночной пейзаж изобразить нелегко, потому что кругом темно, образы нечёткие, изображение искажено. Кроме ночи можно увидеть звёзды, очертания предметов) Каждая часть речи имеет свои особенности. Особенности каждой части речи в его грамматических признаках. Работа в группах. (Заполняют графу "Хочу знать") (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам) Определение частей речи по алгоритму. Выявление слов незнакомой части речи Да. Когда изучали причастие. Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного. Признаки глагола и наречия. Данные высказывания о деепричастии. Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов. Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах. Сопоставляют автора и высказывание | Повторение способов определения частей речи. Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. | Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. РегулУУД: умение выявлять известное и неизвестное. КоммУУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать. При обсуждении докладов- РегулУУД: умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп. |
3.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд 7).
4.КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9)
Первичное закрепление нового материала. | - А теперь поиграем. ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"(Слайд 5) - Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. ( Ребята говорят о принадлежности слов к одной части речи (1-глаголы, 2-наречия, 3-причастия) - Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы (Слайд 6). - Какое слово лишнее в каждой строчке? (лишние слова в строчках:1-затягивая,2-изогнув,3-раскинувшись, замирая) Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока? (учащиеся формулируют тему урока) - Обратимся к учебнику. а) Знакомятся с параграфом 28 на стр.76, делают в тексте пометки: V - знаю + - узнал новое ! - удивило -Обсудим. На экране высвечивается высказывание Слайд№7 А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». Задание: -Как вы понимаете данное высказывание? Задание: -В чём особенности каждой части речи? Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание. Задание: Слайд №8 -Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами. Обращает внимание в диалоге с учащимися на -способы классификации частей речи, -обоснованность ответов, -умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы. - Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий? - Как вы определили? - А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему? - А мы раньше встречались с таким явлением? -Признаки каких частей речи есть у причастия? - А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)? Слайд №9 На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов. Задание: Что общего в этих высказываниях? -Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете? . |
| -Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам) КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется. Проверка вопросов. Ответы учащихся: -Что такое деепричастие? -С какими частями речи оно схоже? Какие признаки глагола имеет? -Синтаксическая роль деепричастия? И т.д. Учитель: Заполните колонку "Узнал новое". Проверка. - Кто попробует создать кластер по теме деепричастия? (Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием) Слайд 8 | -Анализ художественного текста - Прочитайте вначале про себя. -Кто прочитает выразительно? | | |
. 5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9)
. 6.Первичное закрепление нового материала. 7.КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ |  По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" - Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях слов: Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 10) - Найдите грамматическую основу. (луна озаряет).Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? (сверкая озаряет) Поставьте вопрос к добавочному действию (озаряет (как?) сверкая) Какая часть речи перед вами? Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу - Дополним таблицу, что узнали нового. Анализ художественного текста (Текст проецируется на экране, у каждого ученика текст лежит на парте – Слайд 11). - Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно. Ночь пролетела над миром, Сны на людей навевая; С тёмно - лазуревой ризы Сыпались звёзды, сверкая. Радостно волны журчали, Образ её отражая; Рожь наклонялась сильнее, Пахла трава луговая... Трепет чуть шепчущих листьев И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев) - Что вы представили, когда читали стихотворение? - Найдите в тексте деепричастия (сильным ученикам - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют, какой объект действуют в предложении? (Слайд 12) - Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи, каким образом? (поясняют основные глаголы, делают речь выразительнее) - Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи. - Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием ? (ребята говорят о деепричастном обороте) Оцените себя: а) Нашёл деепричастие правильно б) Нашёл деепричастие неверно 3) Вызвало затруднение: - не мог отличить деепричастие от глагола - не мог отличить деепричастие от причастия Слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с деепричастием и его признаками. Давайте оформим свои мысли в виде синквейна (Слайд 13) Деепричастие Деепричастный, трудный Поясняет, дополняет, делает сложным Дополнительные действия, позволяющие смягчать краски, зрительные и и слуховые представления, за счёт чего достигается полное изображение картины Дополнительное действие. |
(ученики делают вывод о том, что данная часть речи является деепричастием) (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)
( Ответы учащихся: ночь, с неба падают звёзды, поле ржи, соловьи поют в роще) (Проверка: ночь пролетела, навевая, звёзды сыпались, сверкая, волны журчали, отражая, трели звенели сливаясь) |
8.Изучение нового материала. Определе ние значения новой части речи, грамматичес ких признаков, синтаксичес кой роли. | Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. - Образовать деепричастие совершенного и несовершенного вида: (по парам) распечатать, оглядываться, оторваться, сверкать, остановить, спешить, удалить, прыгать
| Работа в группах по заданию учителя. | Формирова ние представле ний о новой части речи. | РегулУУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. ПознУУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи. КоммУУД: |
|
9.Закрепле ние нового материала по учебнику | Работа по учебнику упр.181.Списать предложения над деепричастиями поставить Д.(48слов)-3-4 минуты Устно выполним упр. 182Построить схему предложения с прямой речью При выполнении задания вспомните из чего состоит предложения с прямой речью? (слов автора и прямой речи. ( один ученик рисует схему на доске) Слайд №28-29 -Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы. Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу. | Работают индивидуально с упражнением 180, 181, | Закрепление знаний о деепричас тии как части речи. | РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. |
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. |
10. Рефлексия | Предлагает учащимся ответить на вопросы - Итак, что нового узнали? - Что вас удивило на уроке? - Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния) | Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения: -Сегодня я узнал.. -Теперь я могу… -Я понял, что… -Меня удивило… | | ПознУУД: умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности. |
6. Домашнее задание | Дает дом. задание: 1.Составить вопросы по параграфу 28 2. Составить небольшой текст с использованием деепричастий на тему: "Ночь на картине Куинджи" (Слайд 15). | Запись заданий в дневники | Закрепление изученного о деепричас тии материала через работу с теоретичес ким материалом и минисочине ние. | РегулУУД: саморегуляция ПознУУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний |
Литература
Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс].
Г. А Богданова Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011
Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка:метод. пособие. Под ред. Л.К. Ивановой –СПб.: ЛОИРО, 2009.
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.
Приложение 1

Карточка эмоционального состояния
Дата __________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был (а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен | |
Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Желаю удачи!
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно - лазуревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ её отражая;
Рожь наклонялась сильнее,
Пахла трава луговая...
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)
Алгоритм определения части речи
На какой вопрос отвечает?
Что обозначает?
К какому слову в предложении относится?
Как изменяется?
Каким членом предложения является?
11