СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме : "Душа слова. Слово и слог.Звукоподражательные слова в русском языке. Введение в этимологию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Душа слова. Слово и слог. Звукоподражательные слова в русском языке. Введение в этимологию.

Цели: ознакомить с понятием « этимология», научить детей писать словарные слова ( названия птиц); научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации; уточнить представление о слоге как части слова, о гласных и согласных звуках, развивать умение делить слова на слоги и правильно записывать слова; обогащать словарный запас учащихся новыми словами, воспитывать чувство красоты, гармонии к родному языку.

ХОД УРОКА

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. К нам на урок пришли два мальчика (вывешиваются картинки )

Прочитайте,  как их зовут. 

Какие одинаковые звуки в этих словах?

Какой звук лишний? Почему?

Что скажите о звуках  [о], [а],?

Какими буквами записываются?

Сегодня будем прописывать буквы а и о.

Прежде чем писать, вспомним правила посадки.

 Возьмите ручки и пропишите показы. 

Подчеркните две буквы, которые получились самые красивые. Так красиво постарайтесь работать весь урок.

Слова, слова, слова…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно!

В огромном мире – море слов,

Купаться ежечасно

Слова, слова, слова…

3. Итак, попробуйте обозначить тему нашего урока.

Тема нашего урока.

Сообщение о фестивале русского языка в городе, который посвящен  нашему земляку О.Н. Трубачеву.

Показ фотографий и работ Трубачева О.Н.

  1. Давайте вспомним, что такое слог?

 

 

 

Как узнать, сколько в слове слогов?

 

Отгадайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо- юдо  на суку.

Длинный нос и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится

Угадали? Это …

Знаете ли вы, какие птицы покидают наши края с приходом осени?

 

 

Запишем несколько слов- названия перелетных птиц и разделим эти слова на слоги.

А сколько слогов в слове дрозд? Почему?

Наш родной  русский язык , великое русское слово…А знаем ли мы его ,умеем ли беречь? По настоящему ли нас увлекает изучение русского языка. Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь Слово обладает способностью обогащать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое. Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.

  1. Зрительный диктант.

Св…ристели прилетели,

Принесли с собой метели.

Как вы думаете, какие еще птицы сами себя называют?

 

  1. Физминутка.
  2. Этимология .Этимологический словарь.

Мы узнали, как возникли названия некоторых птиц. Наука, которая изучает происхождение, историю слов, называется этимологией. То, что ученые узнали о происхождении слов, записано в словаре, который так и называется Этимологический словарь.

  1. Закрепление.

Люди подражают звукам, издаваемыми птицами. Попробуйте определить, как люди подражают им.

Какие звуки издает воробей, сорока, орел?

 

 

Списать только те слова, которые образовались от звукоподражаний.

Шелестеть, ходить, цокать, расти, смотреть, жужжать.

  1. Итог.

Продолжите:

Повторили все, что знаем о ….

 

 

Познакомились…

 

 

Учились…

 

 

10. Домашнее задание. Нарисовать птицу. Написать , почему ее так называют.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рома и Сема

[о], [а], [м]

 [м] согласный

[о], [а] - гласные

Буквами а и о

 

Ответы детей.

Работа в тетради.

Дети цветными карандашами подчеркивают.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Слог –один или несколько звуков. Произнесенных одним выдыхательным толчком.

 

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

 

 

 

 

 

Птица.

Дети называют.

 

 

 

Лас- точ- ки,  жу- рав- ли, ле- бе- ди, гу- си, жа- во – рон – ки, со- ло-вьи

Один, т.к. один гласный звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставляют букву и объясняют.

 

Синица, щегол, перепелка, скворец, тетерев – записываем слова и объясняют почему их записали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чик- чирик –чирикают.

Стрек – стрек – стрекочут.

Клеек – клеек –клекочут.

 

 

Шелестеть, цокать, жужжать.

 

 

 

Гласных, согласных, слоге. Как посчитать слоги, как разделить слово на слоги.

С этимологией, с этимологическим словарем, с русскими звукоподражательными словами.

Делить слова на слоги, ставить в словах ударение, различать гласные и согласные.