СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Грибы-паразиты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной теме перед ребятами открывается мир грибов-паразитов, которые сопровождают нас повсюду. Учащиеся даже не подозревают какой вред иногда нанося эти представители Царства Грибов человеку!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Грибы-паразиты"»

Конспект урока на конкурс Урок по ФГОС ОО в 5 классе»


1.Короткая Татьяна Александровна.

2.Тема урока: «Грибы - паразиты»

3.Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Биология. Бактерии, грибы, растения. Изд-во «Дрофа» 2014 г.

4. 5 класс.

5. Конспект урока.

Цели урока:

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов. Изучить профилактические мероприятия и правила гигиены, защищающие от заболеваний, вызванных грибами-паразитами.

Планируемый результат: учащиеся научатся определять принадлежность грибов-паразитов к разным группам; находить сходства и различия между представителями грибов-паразитов; объяснять роль представителей грибов-паразитов в природе и жизни человека, соблюдать правила гигиены, защищающие от заражения грибами-паразитами; будут знать основные признаки строения представителей грибов-паразитов, их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, объёмные модели грибов, фотографии, дополнительный материал.


Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с изучением дополнительного материала по теме), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Ход урока

Организационный момент

Актуализация и мотивация знаний (5 минут)

Заполнить таблицу Плесневелые грибы и дрожжи (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)- у каждого.


Название гриба

Строение гриба

(выполнить рисунок)

Особенности жизнедеятельности











Слайд 2 – проверка заполнения таблицы соседом по парте, самооценка.


2. Вопросы классу: слайд 3

Из чего получают лекарство пенициллин?

Где чаще всего поселяются мукор и пеницилл? Какой вред они наносят человеку?

Какие организмы называют паразитами?


III. Изучение нового материала. (25 минут)


1 . Слайд 4. Постановка задач урока. Записываем тему урока. 

Сегодня мы с вами изучим группу грибов, которые являются паразитами растений, животных и человека.

Для более полного изучения мы обратимся к тексту параграфа 15 и дополнительным материалам. (Один учащийся читает материал вслух, остальные слушают).


ГОЛОВНЯ. Слайд № 3

Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, овёс, ячмень, просо, кукурузу.

Споры головни созревают почти одновременно с зерновками злаков. Они прилипают к зерновкам, попадают на почву и растительные остатки, где и зимуют. Весной споры головни прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков, растут внутри их стеблей, питаясь соками этих растений. Ко времени цветения злаков грибница головни достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в чёрную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки (отсюда и название этих грибов). Вместо одной зерновки пшеницы образуется от 8 до 20 млн спор.

Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения.

СПОРЫНЬЯ. Слайд № 4

На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья. У поражённых растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые чёрно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи. Рожки опадают или сохраняются вместе с собранным зерном. Находясь в почве, рожки весной развиваются, на них образуются споры. Во время цветения злаков споры попадают на рыльца их цветков и там прорастают. Затем мицелий спорыньи проникает в завязи, где вместо зерновок образуются рожки этого гриба паразита.

Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжелое отравление, у человека появляются судороги и головные боли. При сильном отравлении на ногах происходит омертвение пальцев.

ГРИБЫ ТРУТОВИКИ Слайд № 5

Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях.

Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.
Плодовые тела гриба трутовика имеют форму копыта. Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.
В стволах поражённых трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.


ПРОЧИЕ ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ Слайды № 6, 7, 8.


Фитофтора вызывает заболевания ботвы и гниль клубней картофеля.

Другие грибы поражают листья, молодые побеги и плоды крыжовника, образуя белый мучнистый налёт, так называемую мучнистую росу.

Если грибы (парша) поселяются на яблоках, они покрываются шелушащимися пятнами, а затем растрескиваются.

Большой урон зерновым растениям наносят ржавчинные грибы, или ржавчина. Они поражают листья и стебли злаков. Споры ржавчинных грибов имеют ржаво-красный цвет (отсюда их название). За лето образуется несколько их поколений.


IV. Промежуточное закрепление материала. (2 минуты)


КАКИЕ ВЫВОДЫ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПАРАГРАФА? (Беседа)


Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.


Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые.

 

Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.


ГРИБЫ – ПАРАЗИТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. Слайд № 9.

Доклад учащегося. ( 3 минуты).

Микоз (дерматомикоз) кожи – это достаточно распространенное заболевание, которое имеет инфекционную природу. Заражение происходит путем попадания на кожу возбудителя, то есть грибковой инфекции или условно-патогенных организмов. Микоз может быть вызван несколькими десятками видами возбудителей, самыми распространенными среди которых считаются трихофитон и грибок рода Кандида.

Опасность заболевания кроется в том, что в большинстве случаев микозы имеют хроническую форму. Позднее обращение за медицинской помощью легко объяснить недостаточной осведомленностью людей о существующих путях передачи данного заболевания, о профилактических мерах, первых проявлениях и принципах лечения микоза. Однако чем позже выявляется заболевание, тем сложнее становится его лечение.

V. Закрепление материала урока. (9 минуты)

Выполнение заданий по вариантам. Каждый учащийся получает карточку с заданиями и выполняет их.

Вариант I

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...


Вариант II


Утверждение

Верно (+)

Неверно (-)

Контроль

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.



2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.



3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.



4. Мукор – это гриб-паразит.



5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.



6. Спорынья – это плесневый гриб.




После выполнения заданий учащиеся обмениваются карточками и проверяют их самостоятельно. Учитель выбирает двоих учащихся, которые рассказывают вслух правильные ответы. Карточки сдаются учителю.

VI. Домашнее задание. (1 минута) Параграф 15, выполнить задание №55 в рабочей тетради на стр. 35. (Заполнить таблицу, в которой учащиеся напишут названия грибов-паразитов, какой растения они поражают и какой вред наносят растениеводству).



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Заполните таблицу «Плесневелые грибы и дрожжи».


Название гриба

Строение гриба

(выполнить рисунок)

Особенности жизнедеятельности












Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru – urok_griby-parazity.doc.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс