Конспект урока по русскому языку в 6-м классе
Тема "Количественные и порядковые числительные"
Задачи урока:
формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
привитие уважения к людям разных профессий.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.
(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.
– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).
II. Проверка домашнего задания.
III. Грамматико – орфографическая пятиминутка.
Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.
Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.
– Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”.
IV. Актуализация знаний.
Исследование материала.
– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).
– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.
Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.
V. Формирование новых знаний и умений
1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.
– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.
Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).
– Предложите свои варианты.
Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.
Линия сравнения:
Вопрос
Значение
Изменение
Синтаксическая роль
– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.
– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).
– Давайте разберём полученные результаты.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.
Учащиеся работают с теоретическим материалом.
– Давайте обсудим полученный результат.
VI. Закрепление умений.
1.Выборочное списывание.
– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.
Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?
(Первый полёт человека в космос.)
– У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?
(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).
– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.
Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:
1) количественное числительное + существительное;
2) порядковое числительное + существительное.
(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).
Текст на цветной карточке:
12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.
– До скорой встречи!
А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин
лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся.
Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...
“Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин.
В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”.
Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличением.
Краски родной планеты по-детски обрадовали его.
— Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.
(По Л. Обуховой Любимец века)
Текст на белой карточке. Исторический комментарий:
Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. Выбор пал на Гагарина по ряду причин. Он был небольшого роста и весил немного. К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Он поднялся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час.
Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло 1 час 49 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.
– Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте. (Проверка выполнения заданий).
– Ребята, кто выбрал материал на цветной карточке, знайте, что это отрывок из текста, который включён в сборник изложений для экзамена по русскому языку в 9 классе.
VII. Диагностика усвоения.
– Вернитесь к составленной таблице и на примере услышанных числительных проговорите все признаки числительных: 1 вариант – порядкового “первый”, 2 вариант – количественного “двадцать”.
Дети в паре проговаривают друг другу ответы, один ответ – для всего класса.
– За работу на уроке (чему и в какой степени научились) каждый может поставить оценку на полях тетради.
VIII. Подведение итогов урока. Оценивание.
IX. Домашнее задание.
-Найдите примеры порядковых и количественных числительных в текстах научного и художественного стилей и выпишите их в составе предложений, указывая источник.