СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Количественные и порядковые числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Количественные и порядковые числительные"

Задачи урока:

  • формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
  • развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
  • привитие уважения к людям разных профессий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Количественные и порядковые числительные"»

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе

Тема "Количественные и порядковые числительные"

Задачи урока:

  • формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

  • развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.

  • привитие уважения к людям разных профессий.


Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.


– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.

(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.

– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).

II. Проверка домашнего задания.

III. Грамматико – орфографическая пятиминутка.


Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.


Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.

– Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”.

IV. Актуализация знаний.

Исследование материала.

– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).

– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

V. Формирование новых знаний и умений

1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.

– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.

Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).

– Предложите свои варианты.

Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.


Линия сравнения:

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксическая роль


– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.

– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).

– Давайте разберём полученные результаты.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.

Учащиеся работают с теоретическим материалом.

– Давайте обсудим полученный результат.


VI. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание.

– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.

Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?

(Первый полёт человека в космос.)

– У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?


(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).

– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.

Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:

1) количественное числительное + существительное;

2) порядковое числительное + существительное.


(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).

Текст на цветной карточке:

12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.

– До скорой встречи!

А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин

лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся.

Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

“Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин.

В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”.

Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличением.

Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

— Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.

(По Л. Обуховой Любимец века)



Текст на белой карточке. Исторический комментарий:

Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. Выбор пал на Гагарина по ряду причин. Он был небольшого роста и весил немного. К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.

12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Он поднялся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час.

Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло 1 час 49 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.


– Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте. (Проверка выполнения заданий).

– Ребята, кто выбрал материал на цветной карточке, знайте, что это отрывок из текста, который включён в сборник изложений для экзамена по русскому языку в 9 классе.

VII. Диагностика усвоения.

– Вернитесь к составленной таблице и на примере услышанных числительных проговорите все признаки числительных: 1 вариант – порядкового “первый”, 2 вариант – количественного “двадцать”.


Дети в паре проговаривают друг другу ответы, один ответ – для всего класса.

– За работу на уроке (чему и в какой степени научились) каждый может поставить оценку на полях тетради.

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

-Найдите примеры порядковых и количественных числительных в текстах научного и художественного стилей и выпишите их в составе предложений, указывая источник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!