Русский язык, 6 класс
Тема урока: Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов (2 урока)
Цели урока: повторить сведения о морфологических признаках глагола, закрепить умение анализировать морфологические признаки глаголов; познакомить учащихся со способами образовании глаголов; развивать умение работать с учебными материалами, применять приобретенные знания при выполнении практических заданий; формировать умение работать в парах, группах и самостоятельно; совершенствовать устную речь обучающихся. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Организационный момент. Запись даты, темы урока. Формулирование целей урока. Работа по теме «Морфологические признаки глагола» 1. Работа со справочными материалами (памятки, составленные уч-ся 8б класса) Задание: проанализируйте содержание справочных материалов; назовите ту информацию, которая вам уже известна. - Можем мы выполнить морфологический разбор глаголов? 2. Выполнение морфологического разбора 2 глаголов. Задание: записать предложения, найти глаголы, выполнить их морфологический разбор. Зимой рано темнеет. Много вредных насекомых переловят скворцы за лето. Темнеет – глагол. (что делает?) темнеет – обозначает действие. Н.ф. – темнеть; пост.: несов. вид, неперех., 1 спр.; непост.: изъяв. накл., ед.ч., наст.вр., 3 л. (Что делает?) темнеет (сказуемое). Переход к теме «Словообразование глаголов» 1. Разбор по составу глагола «переловят» - От какого слова и с помощью какой морфемы образован данный глагол? - Над какой темой будем работать дальше? (словообразование глаголов) - Что нам нужно выяснить и чему научиться? 2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам. - Какие способы образования слов вам уже известны? - Какие морфемы служат для образования новых слов? - Для чего служит окончание? Работа по теме «Словообразование глаголов» 1. Организуется работа по рядам. Каждому ученику даётся карточка с заданием. После выполнения своего задания (без помощи учебника) весь ряд обсуждает правильность выполнения; ответственный от группы заполняет свою колонку в таблице на доске. Способы образования глаголов Способы образования глаголов | Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Словообразовательная морфема (или морфемы) | Приставка | Суффикс | Приставка и суффикс | Часть речи, от которой образован глагол | Глагол | Существительное | Глагол | Примеры | Выиграть | Обедать | Разыгрывать | Задание: по данной таблице расскажите о словообразовании глаголов. 2. Анализ теоретического материала учебника. Задание: изучите теоретический материал, представленный в упр. 312 (стр. 137); сравните с содержанием таблицы на доске. - Нужно ли дополнить таблицу? (вторую колонку – от прилагательного + пример; третью колонку – от прилагательного + пример) ***3. Занесение таблицы в тетрадь для правил. 4. Работа в парах – взаимоконтроль. Задание: рассказать друг другу о способах образования глаголов. Тренировочные упражнения. Упр. 316 – у доски с комментированием. Указывать словообразовательные морфемы, определять способы образования слов (обязательно называть части речи) *** С/Р – упр. 315 (по времени) Подведение итогов урока. - Проанализируйте свою работу на уроке. Что вы смогли сделать самостоятельно? - Какие затруднения возникли? - Что осталось непонятным? Домашнее задание: упр. 313 (у); записать по 3 глагола на каждый способ образования (по образцу в упр. 312). | Уч-ся раздаются справочные материалы «Глагол» (по 1 на каждого) – Приложение 1 Разбор 1 глагола – у доски, 1 – самостоятельно с последующей проверкой 1 ученик у доски Приложение 2 Работа индивидуальная и в группах. При возникновении у кого-то из уч-ся затруднений ребята с ряда помогают ему. Учитель также может «подсказывать» при возникновении затруднений |
Приложение 1
Глагол
Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы Что делать? или Что сделать?. Глагол изменяется по лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе). В предложении глагол обычно бывает сказуемым. |
|
Морфологический разбор |
Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки. 2.1 Начальная форма(неопределенная форма). 2.2Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) возвратность, г) спряжение. 2.3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть). 3. Синтаксическая роль. |
Спряжение | Наклонение | Времена глагола |
I спр. Имеют оконч. -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете (-ёте), -ут(-ют), Все глаголы на -еть, -ать,-ыть, -оть, -уть. | II спр. -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. Также все глаголы на -ить.(кроме брить, стелить). 7 глаголов на -еть:Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. 4 глагола на -ать: Держать, слышать, дышать, гнать. | Изъявительное- обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Изменяются по временам. Во 2-м лице мн.ч: -ите у глаголов 2 спр. -ете у глаголов 1 спр. | Повелительное- обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. или мн.ч. Не изменяются по временам. Во 2-м лице мн.ч: -ите у глаголов 2 спр. | Условное (сослагательное) - Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. Образуются от основ неопр. ф. при помощи-л- и частицы бы(б) Изменяются по числам и в ед.ч по родам. | Прошедшее время Отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Глаголы в прош. вр. Изменяются по числам, а в ед.ч. по родам. Перед –л- пишется та же гласная, что и в неоп. ф. | Настоящее время Отвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Формы наст.вр. имеют глаголы несоверш. вида. | Будущее время Отвечают на вопросы: Что буду делать? Что сделаешь? Что будут делать? и т. п. Имеет 2 формы -простую и сложную. От глаг. сов.в.-простую (построю) форму, а от глаг. несоверш. вида- сложную (буду строить). |
Виды глагола | Переходные, непереходные глаголы | Безличные глаголы | Неопределенная форма глагола |
Совершенный вид | Несовершенный вид | Переходные глаголы | Непереходные глаголы | Глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета). Употребляются: В изъяв. накл. и имеют форму 3-го лица ед.ч. и форму ср.лица и ед.ч.(прош.вр.): нездоровится, будет нездоровиться. В усл.накл. только в одной форме: нездоровилось бы. В неопр. фор.: нездоровиться. | Глаголы отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Имеет окончание –ть(-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на –чь. |
Отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? | Отвечают на вопросы: Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать? | Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ.,числ., мест. в вин.п. без предлога. А также сущ., мест. может стоять в род.п. при отрицании, при указании на часть предмета. | Остальные глаголы. С суффиксами -ся (-сь). |
Орфограммы |
Не с глаголами пишется раздельно; кроме слов, которые не употребляются без не. Мягкий знак после шипящих в глаголах; в неопр. ф. после ч пишется ь; во 2-м лице ед.ч. пишется после ш-ь -Тся и -ться в глаголах; если отвечает на вопросы Что делает? или Что сделает?, то не пишется Ь, а если Что делать? или Что сделать?, то пишется Ь. Буквы е и и в корнях с чередованием; пишется буква и, если после корня стоит суффикс а. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-; в без. положении пишется а, если после корня стоит -а-, и буква о, если -а- нет. Буквы а и о в корне -гар- и -гор-; в без. положении пишется о. Буквы а и о в корне -зар- и -зор-; в без. положении пишется а, под ударением о.(исключение-зарево) Буквы ы и и после приставок; после приставок на согласные пишется ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука и. После приставок на меж- и сверх- пишется буква и. Гласные в приставках пре- и при-; если приставка обозначает приближение, присоединение, неполное действие, близость, то в ней пишется и. Приставка близка по значению к очень или к приставке пере-, то в ней пишется е. Пишется мягкий знак в глаголах повелительного наклонения, сохраняется ь перед -ся и –те. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) |
Приложение 2
1 ряд
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОБЕЖАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ЗАКРАСИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ДОСТРОИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ДОБЕЖАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПЕРЕСТРОИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
РАССМЕШИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОДПОЛЗТИ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ЗАСТРОИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОДБЕЖАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОДКИНУТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
2 ряд
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ОБЕДАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ЗВОНИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ТОЛПИТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
СТОЛЯРНИЧАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
СЛЕДОВАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
МОРОЗИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
СВЕТИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
СМЕШИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ОТВЕТИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
СМЕШИТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
3 ряд
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОКАШЛИВАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОТРЕСКИВАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ВЧИТАТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ДОЗВОНИТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОТРЕСКИВАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
РАСПРЫГАТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ПОКАШЛИВАТЬ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
ДОЗВОНИТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________
Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой морфемы (или каких морфем) образован глагол?
РАСПРЫГАТЬСЯ
Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению.
Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда)
_____________________________________________________________________________________________