СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок по теме "Наречие" в 4 классе по учебнику А.Поляковой. Урок построен в технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Наречие"»

Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме «Наречие» (система Л.Занкова).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.

Цель: сформировать представление о наречии как о неизменяемой части речи.

Задачи:

1. Создать условия для выявления нового знания:

- дать общую характеристику наречию как о части речи, показать отличие наречия от других частей речи;

- формировать умение находить наречие в тексте;

- развивать умение правильно употреблять наречие в устной и письменной речи;

- способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД:

Регулятивные

- умение организовывать свои действия, определять и формулировать цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

- планировать и действовать по плану, оценивать результат в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других, правильно выстраивать свою речь;

- участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные

- определять последовательность действий для решения предметной задачи;

- извлекать и понимать информацию в разных формах (схемы);

- ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы;
- проводить анализ, сравнение, делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность;

- умение проводить самооценку.

Планируемые результаты:

- узнавать новую часть речи;

- умение находить наречие в тексте, отличать его от других частей речи;

- использовать наречие в своей речи.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint. К уроку подготовлены карточки с разноуровневыми заданиями (на листах разного цвета).


Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Слайд 1. На доске слова: ДУМА_ШЬ, РАБОТА_ШЬ, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.

- Из данных слов составьте высказывание. Как вы его понимаете? Пусть это будет девизом нашего урока.

Запись в тетради.

Л формировать мотивацию к обучению

Актуализация знаний

Слайд 2. Дума_ешь медленно, работа_шь быстро.

- Объясните орфограммы.

- Слова думаешь, работаешь вы определили как глаголы. А что можно сказать про остальные слова?

- Может ли кто-то определить эту часть речи?



П умение ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы

Целеполагание

Слайд 3. НАРЕЧИЕ

- Есть предположения по поводу этого слова?

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель нашего урока? (изучить…)

- А что можно изучать у части речи? Какие задачи на урок определим? (познакомиться с новой частью речи, понаблюдать над словами, учиться находить в тексте и употреблять в речи…)

Слайд 4. 1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Какую работу в языке выполняют?

6. Каким членом предложения является?

- Какие есть пути решения этих задач? (можно по учебнику, можно исследовать)

- Для исследования предлагаю вам выполнить ряд заданий, и, я думаю, с их помощью мы сможем ответить на поставленные вопросы.

Р умение организовывать свои действия, определять и формулировать цель на уроке в соответствии с поставленной задачей; планировать и действовать по плану

Открытие нового знания

- Для ответа на первый вопрос мне помогут ребята, у которых зеленые карточки. (Приложение №1). По мере ответов на слайде открываются слова и вопросы.

Слайд 5.

Наречия отвечают на вопросы:

Весело, интересно, дружно. КАК?

Вчера, сегодня, потом, сейчас, давно. КОГДА?

Слева, внизу, справа, вдали, вверху. ГДЕ?

Налево, вниз, вверх, вперед. КУДА?

Сверху, снизу, справа, оттуда, издали. ОТКУДА?

- На что могут указывать слова, отвечающие на вопрос …? Сделайте вывод.

Вывод: Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? как? когда? и обозначает признак, время, направление, место.

- В зависимости от вопроса есть разные группы наречий (наречия места, наречия меры и степени, наречия причины, цели). Подробнее об этом мы будем говорить на последующих уроках.

- Для ответа на вопрос, с какой частью речи связано наречие, ищем ответ все вместе.

Работа по учебнику, упр.178.

- Читаем предложение с выделенным словом.

- На какой вопрос отвечает? К какому слову относится? (запись словосочетаний)

- С каким словом связано наречие? Какой вывод сделаем?

Вывод: наречия поясняют глаголы.

Учитель уточняет: наречия обозначают образ действия, место действия, время действия.

Дополнительно: Наречие – старое слово, существовало уже в древнерусском языке. И не случайно именно такое название у этой части речи. Какое слово спряталось в названии? («речь»). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли (в переводе на русский язык) «приглаголие», т.е. слово при глаголе. А русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

- Продолжаем наше исследование. Отвечаем на вопрос: как изменяется наречие? Прошу помочь ребят с желтыми карточками. Им нужно проверить, изменяется ли наречие в зависимости от изменения глагола или по падежам. (Приложение №2)

Ответы учащихся.

Вывод: Наречие – неизменяемая часть речи. Это главный морфологический признак.

К умение слушать и понимать речь других, правильно выстраивать свою речь


П умение извлекать и понимать информацию





П умение делать выводы на основе обобщения знаний






К участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения






















П умение делать выводы на основе обобщения знаний

Первичное закрепление во внешней речи

- А для чего мы изучаем наречие? (развивать речь, правильно и красиво говорить…)

- Тогда для ответа на следующий вопрос предлагаю провести небольшой лингвистический эксперимент.

Слайд 6. Найдите в тексте наречия.

Стояла хорошая погода. Легкий морозец бодрил и заставлял идти быстро. Впереди лесная опушка, а рядом поле. Вдруг лесник остановился. Я осторожно подошел к леснику. Невдалеке по полю бегала лисица. Она искала добычу.

(Устно). Находим в тексте наречия, доказываем.

- А теперь представьте, что наречия исчезли из речи.

Слайд 7. (этот же текст без наречий)

Стояла хорошая погода. Легкий морозец бодрил и заставлял идти __. __ лесная опушка, а __ поле. ___ лесник остановился. Я ___ подошел к леснику. ___ по полю бегала лисица. Она искала добычу.

- Для чего нужны наречия в речи? (делают речь более точной, выразительной, эмоциональной)
















П умение делать выводы на основе обобщения знаний

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Давайте подведем небольшой итог. (вернуться к слайду 4) Что мы узнали о наречии?

После ответов открывается слайд 8.

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? и др. Наречия обозначают признак, время, место или направление действия. Поясняют чаще всего глаголы. Наречие – неизменяемая часть речи.

- Попробуйте сформулировать правило.

- Откройте учебник на стр.120.

Чтение правила в учебнике. Сопоставление выведенного правила и правила из учебника.

- О чем мы с вами не говорили на уроке? Что нового из правила вы узнали? (наречия также поясняют имена прилагательные, имеют больше вопросов)



П делать выводы на основе обобщения знаний






П умение ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы

Включение в систему знаний и повторение

- Предлагаю закрепить полученные знания, выполнив задания по выбору.

Учащимся предлагается карточка с разноуровневыми заданиями (Приложение №3)

Самостоятельная работа учащихся. Проверка.




П умение выполнять самопроверку и коррекцию

Рефлексия (итог урока)

- Все поставленные на урок задачи решили? (нет)

- Продолжая такое исследование, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

- Используя наречия, скажите, как вы поработали сегодня на уроке (правильно, вдумчиво, активно, дружно, творчески…)

Домашнее задание.

Р умение планировать и действовать по плану, оценивать результат в соответствии с поставленной задачей

Л - умение проводить самооценку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!