СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме:"Нуклеиновые кислоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении молекулярного уровня в биологии данный конспект будет необходим.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Нуклеиновые кислоты"»

Тема урока: Нуклеиновые кислоты.


Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами.

  • анализ предложенных заданий, нахождение взаимосвязи между строением и функцией, формулирование выводов.

  • владение терминами и понятиями, умение сравнивать объекты6 ДНК и РНК.

  • умение работать в команде, выслушивать мнение других участников команды.



Х О Д У Р О К А

1.Организационный момент.


2.Проверка знаний.

- Фронтальный опрос.

Объяснить термины: протеины, биополимеры, аминокислоты, макромолекула, аминогруппа, карбоксильная группа, радикал, пептидная связь, полипептид.

- Индивидуальный устный опрос «Структура белков».

3.Изучение нового материала.

- Характеристика нуклеиновых кислот.

(Рассказ учителя с демонстрацией нуклеиновых кислот по таблице, моедели ДНК, с использованием учебного фильма «Кирилл и Мефодий»)

Нуклеиновые кислоты (от лат. нуклеус – ядро) – это биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.

Впервые н.к. были обнаружены в ядрах, а затем в цитоплазме и органоидах.

2 вида: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК).

Строение нуклеотида: азотистые основания, углевод, остаток фосфорной кислоты.

- Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот.

(Заполнение сравнительной таблицы)


Признаки

ДНК

РНК

Местонахождение в клетке

Ядро, митохондрии, хлоропласты

Ядро, рибосомы, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

Местонахождение в ядре

Хромосомы

Ядрышко

Строение макромолекулы

Две спирально закрученные цепи, соединенные водородными связями

Одинарная полинуклеотидная цепочка

Состав нуклеотида

1.Азотистые основания:

А – аденин, Т – тимин,

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – дезоксирибоза

3.Остаток фосфорной к-ты

1.Азотистые основания:

А – аденин, У - урацил

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – рибоза

3.Остаток фосфорной к-ты

Типы нуклеотидов

Адениловый, тимидиловый, гуаниловый, цитидиловый

Адениловый, тимидиловый, гуаниловый, цитидиловый

Функции

Является носителем генетической информации

Р-РНК – входят в состав рибосом и участвуют в формироавнии активного центра рибосомы.

Т-РНК – переносят аминокис-лоты к месту синтеза белка.

И-РНК – передают информа-цию о структуре белка из ядра к рибосомам.



- Принцип комплементарности.

(Рассказ учителя с элементами беседы)

Комплементарность (от лат. дополнение) – это строгое соответствие азотистых оснований при образовании двойной спирали ДНК.

А – Т Т - А Г – Ц Ц - Г

2 водородные связи 3 водородные связи

У всякого организма число нуклеотидов А = Т Т = А Г = Ц Ц = Г

Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи, по принципу комплементарности можно установить порядок нуклеотидов другой цепи.


4. Домашнее задание: § 1.6, повторить §§ 1.1 – 1.5.



















Тема урока: АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Параграфы № 1.7, 1.8.

1.АТФ, строение и значение.

Аденозинтрифосфорная кислота, аденозинтрифосфат (АТФ) – это нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трёх остатков фосфорной кислоты.

АТФ – неустойчивая структура. При отделении 1 остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в АДФ (аденозиндифосфат), если отделиться еще один остаток фосфорной кислоты – АДФ переходит в АМФ (аденозинмонофосфат). При отделении каждого остатка фосфорной кислоты выделяется 40 кДж энергии.

Макроэргическая связь – связь между остатками фосфорной кислоты, при разрыве которой выделяется в 4 раза больше энергии, чем при расщеплении других химических связей.

Функция АТФ: является источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке.

2.Витамины, их роль для жизнедеятельности клетки.

Витамины – это биологически активные вещества, которые не используются организмом в качестве источника энергии или строительного материала, но необходимы в малых количествах для нормального функционирования организмов.

Большинство витаминов поступают в организм с пищей. Бактерии способны синтезировать практически все витамины. Человек синтезирует витамин В в толстом кишечнике, витамин Д в коже при участии УФ-лучей.

Водорастворимые витамины (В1, В2, В6, В12, С, РР)

Жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К)

Функция витаминов: обеспечивают нормальное протекание обмена веществ и

других процессов жизнедеятельности (т.к. участвуют в синтезе ферментов).

3.Биологические катализаторы.

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.

Ферменты – это вещества белковой природы, ускоряющие протекание биохимических реакций организма.

Большинство ферментов включают только белки, но некоторые имеют кофермент.

Кофермент – это небелковое соединение в виде витаминов или ионов различных металлов, входящее в состав фермента.

Свойства ферментов:

- участвуют в процессах синтеза и распада;

- действуют в строго определенной последовательности;

- специфичны для каждого вещества;

- ускоряют только определенные реакции.

Рассмотреть рисунок: Схема образования комплекса «фермент – вещество».

Активный центр фермента – небольшой участок, на котором идет данная реакция.

Факторы, влияющие на функционирование ферментов:

- природа и концентрация фермента и вещества;

- температура (свыше 60о ферменты не функционируют)

- давление;

- реакции среды (кислая, нейтральная, щелочная).

Домашнее задание: параграфы № 1.7, 1.8, подготовить сообщение или презентацию о вирусах.

Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни. Параграф № 1.9.


1.Актуализация знаний.

Живые организмы делятся на 3 группы:

- Прокариотические – в клетке нет ядра

- Эукариотические – клетки имеют ядра

- Вирусы – неклеточные организмы


2.Вирусы, их строение и процессы жизнедеятельности.

Вирусы – это организмы, не имеющие клеточного строения, являющиеся внутриклеточными паразитами.

Вирусы вне клеток не проявляют свойств живого организма.

Вирусы отличаются от неживой природы:

  • способностью к размножению;

  • обладают наследственностью и изменчивостью.

Строение вируса:

1.Нуклеиновая кислота (РНК или ДНК)

2.Белковая оболочка (капсид)


3.Цикл развития вируса.

1.Вирус проникает в клетку, изменяя обмен веществ.

2.Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков

3.Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц

4.Гибель клетки и выход вируса из клетки-хозяина

(Рассмотреть схему в учебнике)


4.Вирусные заболевания, их профилактика и пути передачи.

Прослушивание сообщений учащихся.

Болезни человека: грипп, оспа, корь, полиомиелит, бешенство, паротит, СПИД.

Болезни растений: мозаичная болезнь листьев, скручивание листьев, карликовость.

Болезни животных: ящур, чума.



Домашнее задание: повторить главу 1.









Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».


Тестовая работа по теме «Молекулярный уровень».