СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Обстоятельство" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован при прохождении темы "Обстоятельство"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обстоятельство" (7 класс)»

Тема «Обстоятельство»



                                                    Ход урока


I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Я сегодня буду вести у вас урок русского языка и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.


II  Эпиграф

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли»

                                                                                                                Л.Н. Толстой

- Вы согласны с этими словами?

- Я желаю вам сегодня хорошо поработать на уроке, чтобы ваши знания были прочными.

III Повторение предыдущих тем.

- Для начала вспомним предыдущие темы уроков.

- Урок начнем с  того, что погадаем на  ромашке.

Необходимо  ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

        - Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

        - Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

        - Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

        - Дополнение и определение  - это второстепенные члены пр-я.

        - Распространенные предложения состоят только из главных членов.

          - Дополнение обозначает признак предмета.

          - Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?


III Проблемная ситуация.

На доске написаны части речи и члены предложения:

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Письменно распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл.)  

Проверка.


IV Сообщение темы и целей. Объяснение нового материала.

1..- А сегодня мы поподробнее поговорим про второстепенный член предложения – обстоятельство. Запишите тему нашего урока «Обстоятельство».


2. На доске написано предложение


Вечером мы дружно пошли в кино.


- Запишите предложение. Давайте найдем главные члены предложения и зададим вопросы к второстепенным членам предложения. Фролова Полина у доски. Оценка.

- О ком говорится в предложении?

- Что мы сделали?

-Пошли куда?

-Пошли как?

-Пошли когда?

- Что обозначают эти члены предложения? (время, способ действия, место)

- На какие вопросы отвечает? (где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?)

- А чем выражены обычно обстоятельства? (наречиями или существительными в косвенных падежах)

-Подчеркиваются пунктир, точка.

3. Учитель делает вывод и говорит определение.

На странице 88 еще раз прочитайте определение что такое обстоятельство.

1 ученик отвечает.

Ребята, вы заметили, что очень любопытный член предложения. Ему надо знать все обстоятельства, которые происходят (где, когда, куда и т.д.). Такое говорящее название.


4.Задание на листах.

-Ребята, на столах у вас лежат листы с напечатанным текстом. Поработаем с ним и закрепим наши знания об обстоятельствах.

- Прочитайте текст сначала про себя, озаглавьте его.


Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес 
радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.


1 человек выразительно читает.

-Как мы озаглавим текст? («Тундра осенью», «Волшебная тундра»)

У вас выделены слова. Задайте к ним вопросы. Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи. 1 ученик у доски Бывшева Даша.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Оценка.

-А теперь посмотрите на словосочетания и скажите, что обозначают обстоятельства? (время, способ действия и место).

- Итак, еще раз делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается.

-Выпишите последнее предложение и разберите синтаксически. 1 ученик у доски. Оценка.

Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы. (Повеств., невоскл., распр., прост., осл. одн. чл. предл.) Внимание на то, что белый гриб неделимое сочетание!


V Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнем. Встаньте все из-за парт. Скоро зима. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 


VI Закрепление. Работа с учебником

В лес вы, конечно, обязательно еще не раз сходите, но 6 раз в неделю вы приходите сюда, чтобы получать знания, становиться умнее, грамотнее. Выполним Упр. 193 Чтение заданий. Ответить письменно на вопросы. В каждом предложении Я не надо употреблять. У вас должен получится связный текст.

3 ученика читают свои тексты.


VII Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно)

Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…

Солнце село.

Дети играли.


(Если останется время, то упр. 194)


VIII Итог урока

-Мы сегодня говорили об обстоятельстве. И вы прилагали свои усилия, поэтому получили знания. (как и было сказано в нашем эпиграфе)

- Что обозначает обстоятельство?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражаются?

IX Домашнее задание Параграф 39, упр. 192. Начинается со слов «Деревья…»

X Оценки за урок

Спасибо за урок. До свидания!               


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!