Тема «Обстоятельство»
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Я сегодня буду вести у вас урок русского языка и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.
II Эпиграф
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли»
Л.Н. Толстой
- Вы согласны с этими словами?
- Я желаю вам сегодня хорошо поработать на уроке, чтобы ваши знания были прочными.
III Повторение предыдущих тем.
- Для начала вспомним предыдущие темы уроков.
- Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.
Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее – это второстепенный член пр-я.
- Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.
- Распространенные предложения состоят только из главных членов.
- Дополнение обозначает признак предмета.
- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?
III Проблемная ситуация.
На доске написаны части речи и члены предложения:
Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
- Письменно распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл.)
Проверка.
IV Сообщение темы и целей. Объяснение нового материала.
1..- А сегодня мы поподробнее поговорим про второстепенный член предложения – обстоятельство. Запишите тему нашего урока «Обстоятельство».
2. На доске написано предложение
Вечером мы дружно пошли в кино.
- Запишите предложение. Давайте найдем главные члены предложения и зададим вопросы к второстепенным членам предложения. Фролова Полина у доски. Оценка.
- О ком говорится в предложении?
- Что мы сделали?
-Пошли куда?
-Пошли как?
-Пошли когда?
- Что обозначают эти члены предложения? (время, способ действия, место)
- На какие вопросы отвечает? (где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?)
- А чем выражены обычно обстоятельства? (наречиями или существительными в косвенных падежах)
-Подчеркиваются пунктир, точка.
3. Учитель делает вывод и говорит определение.
На странице 88 еще раз прочитайте определение что такое обстоятельство.
1 ученик отвечает.
Ребята, вы заметили, что очень любопытный член предложения. Ему надо знать все обстоятельства, которые происходят (где, когда, куда и т.д.). Такое говорящее название.
4.Задание на листах.
-Ребята, на столах у вас лежат листы с напечатанным текстом. Поработаем с ним и закрепим наши знания об обстоятельствах.
- Прочитайте текст сначала про себя, озаглавьте его.
Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.
1 человек выразительно читает.
-Как мы озаглавим текст? («Тундра осенью», «Волшебная тундра»)
У вас выделены слова. Задайте к ним вопросы. Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи. 1 ученик у доски Бывшева Даша.
Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.
Оценка.
-А теперь посмотрите на словосочетания и скажите, что обозначают обстоятельства? (время, способ действия и место).
- Итак, еще раз делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается.
-Выпишите последнее предложение и разберите синтаксически. 1 ученик у доски. Оценка.
Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы. (Повеств., невоскл., распр., прост., осл. одн. чл. предл.) Внимание на то, что белый гриб неделимое сочетание!
V Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнем. Встаньте все из-за парт. Скоро зима. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
VI Закрепление. Работа с учебником
В лес вы, конечно, обязательно еще не раз сходите, но 6 раз в неделю вы приходите сюда, чтобы получать знания, становиться умнее, грамотнее. Выполним Упр. 193 Чтение заданий. Ответить письменно на вопросы. В каждом предложении Я не надо употреблять. У вас должен получится связный текст.
3 ученика читают свои тексты.
VII Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно)
Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…
Солнце село.
Дети играли.
(Если останется время, то упр. 194)
VIII Итог урока
-Мы сегодня говорили об обстоятельстве. И вы прилагали свои усилия, поэтому получили знания. (как и было сказано в нашем эпиграфе)
- Что обозначает обстоятельство?
-На какие вопросы отвечает?
-Чем выражаются?
IX Домашнее задание Параграф 39, упр. 192. Начинается со слов «Деревья…»
X Оценки за урок
Спасибо за урок. До свидания!