СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме:Плесневые грибы и дрожжи» 5 класс по ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Плесневые грибы и дрожжи" разработан для 5 класс по программе В.В.Пасечник "Биология 5 класс", согласно требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:Плесневые грибы и дрожжи» 5 класс по ФГОС»

Автор: Похлебаева Ирина Валерьевна

Должность: Учитель биологии

Место работы: МАОУ СОШ № 4 г. Златоуст Челябинской области

Е-mail [email protected]

"Педагогическая технология и мастерство учителя"


Конспект урока

ТЕМА: «Плесневые грибы и дрожжи»

5 КЛАСС ПО ФГОС

Урок № 15 по программе Пасечник В.В.

Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью; в чем сходство и главное отличие пеницилла, мукора, дрожжей.

формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, споры, мицелий, мукор, пеницилл, дрожжи, клетка, микориза, симбиоз.

– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные

1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

3. Оценивать собственный вклад в работу; оценивать свою деятельность на уроке;

4. Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: беседа, выполнение творческих заданий в тетрадях, фронтальный опрос, беседа, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия своей деятельности.

Характер деятельности учащихся: частично-поисковый, исследовательский, лабораторная работа.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

3. Управленческий аспект: самостоятельная работа.

4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

5. Аспект контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, направление деятельности учащихся учителем.

Оборудование: рисунки шляпочных и плесневых грибов, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.


Ход урока:

Этап

Содержание

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1. Орг.момент











2. Проверка домашнего задания






III. Целепологание и актуали-зация знаний.

1. Приветствие

2. Проверка готовности к уроку

Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры

«Светофор»

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)

  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)

  3. Грибы размножаются семенами (нет)

  4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)

  5. Шляпочные грибы все съедобны (нет)

  6. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да)

Но… Есть на свете грибы, живущие в наших квартирах, домах.

Меньше корытца, а мешок муки поднимает. Что это? (Дрожжи)

Если я на колбасе -

стала та негодная.

Если я сижу на сыре -

То я благородная! (плесень)

Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. Все это – о ПЛЕСЕНИ.

Сейчас вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»


Знаю

Не знаю

Строение шляпочных грибов, их роль.


Строение плесени,

Роль.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей





Отвечают на вопросы д/з






Обсуждение вопроса урока участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

Предполагают свои идеи











ЛичностныеУУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


IV. Совмест-ное открытие знаний.















V.Самостоятельное применение знаний

1. – Вспомните, при каких обстоятельствах приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)

2. Работа в парах и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу

Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. (5 мин)

Какое строение имеет мукор, пеницилл? Чем пеницилл отличается от мукора?


3. Мы с вами вырастили мукор и пеницилл на прошлом уроке. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите его в микроскоп. Зарисуйте то, что вы видите. Подпишите, пользуясь учебником рисунки. Укажите, где спорангии. Как вы думаете, зачем нужны спорангии? Есть ли микориза и мицелий у плесневых грибов? Какие они? Вспомните, что такое симбиоз? Можно ли назвать симбиозом, то, что мы наблюдаем? Почему? Где и в виде чего находятся споры? Почему в таком виде?

Рассмотрите клетку дрожжей. Опустите щепотку дрожжей в теплую воду, в горячую воду. Что вы видите? Есть ли разница роста дрожжей в холодной и горячей воде? Почему это происходит?

Данные исследования занесите в тетрадь. Опишите увиденное.






Выполняют упражнение Взаимооценка










Учащиеся читают статью учебника «Размножение дрожжей».


Выполняют задание №

Взаимооценка

Регулятивные УУД

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Физкультминутка

Ежик по лесу шел, шел

И грибок нашел

Наклонился поднял, положил в кузовок

Наклонился поднял, положил в кузовок

Устал, сел, вздохнул и снова работать стал

Учащиеся выполняют предложенные действия.






IV. Итог урока.






- По изученным нами темам какие грибы мы теперь знаем?

Оцените себя сами по пятибалльной системе, поставьте в тетради самим себе оценки, оцените свой результат. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?


Учащиеся делают выводы по уроку(главная мысль урока)





Самооценка по алгоритму.



Регулятивные УУД:

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

анализируют и объясняют результаты;

развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

V. Рефлексия


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Данный материал пригодится мне в жизни….

Отвечают на вопросы


Регулятивные УУД:

Владение самоконтролем и самооценкой

VI. Д/з

Домашнее задание. (творческое задание –по рядам класса) § 15 + составить кроссворд по теме «плесень», собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах, написать статью или сказку на тему: «В царстве Грибов».

Для любознательных:

www.youtube.com – документальные фильмы «Плесень», «Плесень опасный гриб»


Домашнее задание распределено по вариантам или рядам класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!