Автор: Похлебаева Ирина Валерьевна
Должность: Учитель биологии
Место работы: МАОУ СОШ № 4 г. Златоуст Челябинской области
Е-mail [email protected]
"Педагогическая технология и мастерство учителя"
Конспект урока
ТЕМА: «Плесневые грибы и дрожжи»
5 КЛАСС ПО ФГОС
Урок № 15 по программе Пасечник В.В.
Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью; в чем сходство и главное отличие пеницилла, мукора, дрожжей.
формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, споры, мицелий, мукор, пеницилл, дрожжи, клетка, микориза, симбиоз.
– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
3. Оценивать собственный вклад в работу; оценивать свою деятельность на уроке;
4. Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: беседа, выполнение творческих заданий в тетрадях, фронтальный опрос, беседа, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия своей деятельности.
Характер деятельности учащихся: частично-поисковый, исследовательский, лабораторная работа.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения:
1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
3. Управленческий аспект: самостоятельная работа.
4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
5. Аспект контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, направление деятельности учащихся учителем.
Оборудование: рисунки шляпочных и плесневых грибов, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.
Ход урока:
Этап | Содержание | Деятельность обучающихся | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
1. Орг.момент 2. Проверка домашнего задания III. Целепологание и актуали-зация знаний. | 1. Приветствие 2. Проверка готовности к уроку Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература) Предлагаю проверить ваши знания в виде игры «Светофор» Грибы принято выделять в отдельное царство (да) Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да) Грибы размножаются семенами (нет) У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да) Шляпочные грибы все съедобны (нет) Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да) Но… Есть на свете грибы, живущие в наших квартирах, домах. Меньше корытца, а мешок муки поднимает. Что это? (Дрожжи) Если я на колбасе - стала та негодная. Если я сижу на сыре - То я благородная! (плесень) Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. Все это – о ПЛЕСЕНИ. Сейчас вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю» Знаю | Не знаю | Строение шляпочных грибов, их роль. | Строение плесени, Роль. | | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей Отвечают на вопросы д/з Обсуждение вопроса урока участвуют в постановке познавательной цели урока. Предполагают свои идеи | ЛичностныеУУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
IV. Совмест-ное открытие знаний.
V.Самостоятельное применение знаний | 1. – Вспомните, при каких обстоятельствах приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.) 2. Работа в парах и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. (5 мин) Какое строение имеет мукор, пеницилл? Чем пеницилл отличается от мукора? | | 3. Мы с вами вырастили мукор и пеницилл на прошлом уроке. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите его в микроскоп. Зарисуйте то, что вы видите. Подпишите, пользуясь учебником рисунки. Укажите, где спорангии. Как вы думаете, зачем нужны спорангии? Есть ли микориза и мицелий у плесневых грибов? Какие они? Вспомните, что такое симбиоз? Можно ли назвать симбиозом, то, что мы наблюдаем? Почему? Где и в виде чего находятся споры? Почему в таком виде? Рассмотрите клетку дрожжей. Опустите щепотку дрожжей в теплую воду, в горячую воду. Что вы видите? Есть ли разница роста дрожжей в холодной и горячей воде? Почему это происходит? Данные исследования занесите в тетрадь. Опишите увиденное. | Выполняют упражнение Взаимооценка Учащиеся читают статью учебника «Размножение дрожжей». Выполняют задание № Взаимооценка | Регулятивные УУД Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. |
Физкультминутка | Ежик по лесу шел, шел И грибок нашел Наклонился поднял, положил в кузовок Наклонился поднял, положил в кузовок Устал, сел, вздохнул и снова работать стал | Учащиеся выполняют предложенные действия. | |
| | | |
IV. Итог урока. | - По изученным нами темам какие грибы мы теперь знаем? Оцените себя сами по пятибалльной системе, поставьте в тетради самим себе оценки, оцените свой результат. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? | Учащиеся делают выводы по уроку(главная мысль урока) Самооценка по алгоритму. | Регулятивные УУД: Участвуют в коллективном обсуждении проблемы; анализируют и объясняют результаты; развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки Личностные Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Оценивать собственный вклад в работу; |
V. Рефлексия | Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Данный материал пригодится мне в жизни…. | Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: Владение самоконтролем и самооценкой |
VI. Д/з | Домашнее задание. (творческое задание –по рядам класса) § 15 + составить кроссворд по теме «плесень», собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах, написать статью или сказку на тему: «В царстве Грибов». Для любознательных: www.youtube.com – документальные фильмы «Плесень», «Плесень опасный гриб» | Домашнее задание распределено по вариантам или рядам класса. | |