СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Политические режимы" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока рассчитан для использования на двух уроках.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Политические режимы" 9 класс»

Урок : 7-8 9а класс 17.10.17г., 24.10.17г.

Тема урока: Политические режимы.


Цель:
  • раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
  • развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
  • формировать у учащихся отношение к политическим системам,


Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.

1. Организационная часть

2. Проверка домашнего задания.(тест)


Тест по теме

«Форма правления»

1. Форма правления – это

А. способ осуществления государственной власти

Б. отношения между центральными и местными органами власти

В. организация высших органов власти

2. Не является видом монархии

А. конституционная Б. президентская В. абсолютная

3. Разновидностью республиканской формы правления не является

А. президентская Б. абсолютная В. парламентская

4. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»? А. абсолютную монархию Б. сословно-представительную монархию

В. конституционную монархию

5. В парламентской республике правительство несёт ответственность перед

А. президентом Б. народом В. парламентом

6. К признакам любого государства относится

А. федеративное устройство Б. наличие публичной власти

В. республиканская форма правления

7. Какая из функций является внутренней функцией современного государства?

А. поддержание общественного порядка

Б. отстаивание государственных интересов на международной арене

В. противодействие международному терроризму

8.Форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека, осуществляющего единоличное правление, называется:

1)ограниченная монархия 2) абсолютная монархия

3) президентская республика 4) парламентская республика

9. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Формы правления различаются по способу организации верховной власти.

Б. Формы правления различаются по методам и способам осуществления в стране государственной власти и управления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Правительство РФ осуществляет власть:

1)законодательную 2) законосовещательную 3) исполнительную 4) судебную

11. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц и их отстранение от должности называется:

1)иерархия 2) инаугурация 3) суверенитет 4) импичмент

12. Президент является главой государства, формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Это черты: 1)абсолютной монархии 2) ограниченной монархии 3) президентской республики 4) парламентской республики

13. В Российской Федерации парламент состоит из двух палат:

1)Федеральное Собрание и Госуд. Дума 2) Государственная Дума и Совет Федерации

3) Совет Федерации и Государствен. Совет 4)Государственный Совет и Правительство

14. Найдите черты сходства и отличия абсолютной монархии и ограниченной монархии

1)во главе государства стоит один человек 2) вся полнота власти принадлежит только монарху 3) существует выборный законодательный орган власти 4) монарх лично назначает главу правительства 5) является формой правления государства


Черты сходства - Черты отличия -



3. Представление темы урока.

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.

То есть это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляет свою власть. Эти способы и средства могут быть очень разными.




Политические режимы

Демократические

Антидемократические



ДЕМОКРАТИЯ

Тоталитарный режим


Авторитарный режим



4. Изучение нового материала.

1. Тоталитарный режим.

Комментированное чтение: стр. 20 – 22

Тоталитаризм (от лат.весь, целый, полный) ввел в лексикон лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини.

Девиз: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»

Основная черта этого режима – тотальный контроль государства над всеми сферами жизни». В таком обществе процветает взаимная слежка и доносительство. Как правила в государстве единственная правящая партия, во главе с вождем. Оппозиция уничтожалась.

Порядок поддерживается с помощью карательной системы, массового террора, устрашение населения.

Такие режимы установились в 1920 – е года в фашистской Италии, в 1930 – е годы в нацистской Германии. В СССР, при Сталине, также был тоталитарный режим.

Как вы думаете, почему вообще, возможным стало появление таких режимов?

  1. Стремление населения к стабильности

  2. Нежеланию населения брать ответственность за свой выбор, стремление к «твердой руке» управления.

Такие настроения , как правило, вызывались экономическим кризисом (Германия, Италия) или ускоренной модернизацией экономики (СССР).


К счастью, по историческим меркам, тоталитарные режимы оказались недолговечны. Сегодня, такие режимы сохранились лишь в нескольких странах (например Северная Корея).


2. Авторитарный режим.

Комментированное чтение: стр. 22 – 23

Авторитаризм (от лат.власть, влияние).

Авторитарные режимы существовали ещё в древнем мире (например Персия, Египет), в средневековье (все абсолютные монархии Европы) есть они и в современном мире (многие развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Имеет общие черты с тоталитарным режимом:

- монополия на власть одной партии

- лидер партии – общенародный вождь

- парламента нет или роль его незначительна

- оппозиция уничтожается

- власть опирается на армию

- права и свободы граждан нарушаются

Отличительные черты:

- отсутствует чрезмерная жестокость власти

- есть небольшая свобода экономической деятельности

- автономия частной жизни человека

- власть опирается не только на армию, но и на церковь

- поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.


3. Демократия.

Комментированное чтение: стр. 23

Демократия – (от греческого народовластие)

- власть подконтрольна обществу (народ выбирает власть)

- свобода слова

- наличие политической оппозиции

- работа общественных организаций

- принцип разделения властей

- равенство всех перед законом

Выборы – народ определяет кому доверить власть в государстве.

Референдум – всенародное голосование по наиболее значимым вопросам общественной жизни.

Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит? правящая партия во главе с вождем власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества? власть полностью бесконтрольной со стороны общества права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти? карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей армия, церковь, поддерживаются традиции выборы, референдумы
Примеры стран. фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея государства Азии, Африки, Латинской Америки Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.



5. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Закрепление знаний учеников:

Вопросы на стр. 25

Рефлексия:

Составляем таблицу «Инсерт»

Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».


Я это знал


Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал


Я хочу знать об этом больше








2. Оценивание результатов урока.


6.Домашнее задание.

Читать параграф 3. Выучить новые понятия



Общие черты тоталитаризма и авторитаризма

- монополия на власть одной партии

- лидер партии – общенародный вождь

- парламента нет или роль его незначительна

- оппозиция уничтожается

- власть опирается на армию

- права и свободы граждан нарушаются

Отличительные черты:

- отсутствует чрезмерная жестокость власти

- есть небольшая свобода экономической деятельности

- автономия частной жизни человека

- власть опирается не только на армию, но и на церковь

- поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!